В день 95-летия со дня рождения легендарного летчика, маршала авиации Александра Покрышкина в Новосибирске прогремит праздничный салют. Днем к памятнику знаменитому земляку представители руководства области и города, общественных организаций, ветераны, представители молодежных движений возложили цветы; а вечером возле памятника Покрышкину впервые вспыхнут яркие прожектора, которые теперь каждую ночь будут освещать монумент.
Накануне почтить память советского летчика собрались ветераны ВВС, сослуживцы, боевые однополчане и родственники Александра Покрышкина.
Трижды Герой Советского Союза, летчик-истребитель, участник 156 воздушных боев, сбивший более семидесяти самолетов противника, Александр Покрышкин стал легендой авиации еще при жизни. Его формула боя - "высота, скорость, маневр-огонь" - была взята на вооружение всеми летчиками Советского Союза. Имя Покрышкина знали все противники, а президент США Франклин Рузвельт назвал его лучшим воздушным асом второй мировой.
Однако предметом гордости Покрышкина было не это. Прежде всего он гордился тем, что ни один из летчиков, летавших с ним на боевые задания, не погиб. Александр Иванович просчитывал все до мелочей, постоянно учился сам и учил своих подчиненных.
Покрышкин применял на практике методы, внесенные в инструкции лишь десятилетия спустя. Автор книги о знаменитом летчике Евгений Синицын ставит его в один ряд с гениальными полководцами Великой Отечественной войны - Жуковым и Рокоссовским. По его мнению, асу воздушного боя свойственны все психические факторы гениальности: одержимость, воля, сосредоточенность, спонтанность, чувство новизны, воображение, фантазия, чувство деталей.
"Но стану только летчиком"...
Можно только поражаться тому, откуда у выходца из многодетной рабочей семьи могла появиться такая тяга к знаниям и интерес к технике. Есть, однако, один эпизод, который мог сильно повлиять на дальнейшую судьбу 12-летнего мальчика. Тогда Покрышкин впервые увидел агитсамолет. "Среди всех жителей города, сбежавшихся на поле военного городка и окруживших самолет, стоял и я... Потрогал его крылья и мысленно сказал себе: "Буду делать все, но стану только летчиком", - вспоминал Покрышкин.
Вопреки воле отца, а в последствии и сопротивлению отдела кадров ВВС, Покрышкин выполнил данное себе обещание. Но сначала были долгие годы упорной работы, и прежде всего - над собой.
Окончив семилетку, Покрышкин работал кровельщиком, затем вместо того, чтобы стать счетоводом, как того хотел отец, поступил в школу ФЗУ крупнейшего производителя боеприпасов Сибкомбайнстроя. Поработав слесарем-инструментальщиком, Александр по комсомольской путевке был направлен в Пермь, где он надеялся поступить в авиационную школу. Однако там его ждало разочарование - летное отделение отменили.
Рапорты о переводе в летное училище Александр Покрышкин писал десятками. Позже человек, на имя которого пришло 42 рапорта от Александра, сказал ему при встрече: "Знать бы, каким ты станешь летчиком, после первого же рапорта я бы сам за тобой приехал".
Годичную программу летной подготовки аэроклуба Покрышкин за две недели сдал на "отлично". Старт был дан, и вскоре Александр Иванович окончил Краснознаменную Качинскую авиашколу пилотов имени А. Ф. Мясникова.
В 55-м истребительном авиаполку о Покрышкине ходила слава пилота, который предпочитает летать с высокими перегрузками, а стрелять - с предельно короткой дистанции, что было нарушением всех инструкций.
Война
Войну Покрышкин встретил в Молдавии, где был сбит зенитным огнем. В 1941-1942 годах он руководил молодыми летчиками в условиях, которые сами пилоты называли "пляской смерти". Все опасные случаи не только не пугали Покрышкина, но и, как говорил он сам, "заставили поверить в судьбу". "Никогда не буду прятаться от врага и останусь жив. Этому следовал всегда", - говорил Александр Иванович.
С 1942-го года полк Покрышкина перешел на американские истребители Р-39 "аэрокобра", которые американцы считали тяжелыми. Советские пилоты смогли найти и результативно использовать сильные стороны "аэрокобр". Покрышкин разработал свои рискованные и эффективные тактические приемы. Рискованные - потому что они не раз приводили к взысканиям, вплоть до отзыва представления к званию Героя Советского Союза, несмотря на то, что результаты разработок помогли тысячам летчиков.
Вскоре о конфликтах пришлось забыть - началось воздушное сражение на Кубани. "Настоящая рубка", как вспоминали очевидцы. Каждый день над линией немецкой обороны проходило до 50 групповых воздушных боев. 16-й гвардейский полк, первой эскадрильей которого командовал Александр Покрышкин, завоевал в это время особенную славу. Впервые в действиях немецких асов стала чувствоваться нерешительность.
Математически рассчитанные маневры Покрышкина, с переменным профилем пикирования и резким уходом вверх, обезоруживали противника. Имя летчика гремело не только в советской, но и в американской прессе. В мае 1943 года Александру Ивановичу впервые было присвоено звание Героя Советского Союза.
Рассказам о боях, в которых участвовала эскадрилья Покрышкина, не нужны были преувеличения. В реальности все было еще более драматичным, чем описывали в летчицкой среде: командир эскадрильи в одиночку выступал против 8 немецких самолетов, трое советских летчиков выходили на бой против 23-х, при этом Александр в каждой схватке выступал главным атакующим.
В 1944-ом Покрышкин отказался от предложения вступить в генеральскую должность начальника отдела боевой подготовки истребительной авиации и вернулся на фронт. В этом же году Покрышкин получил звание полковника и назначение на должность командира 9-й Гвардейской истребительной авиадивизии. "Раз мне доверяют такую должность, то надо сделать все, чтобы оправдать высокую честь", - говорил летчик.
Уже в качестве комдива Покрышкин продолжал летать. За год до окончания войны ему в третий раз присваивается звание Героя Советского Союза - за 550 боевых вылетов и 53 сбитых самолета. Через год на счету Покрышкина было 650 боевых вылетов и 59 сбитых самолетов (по неофициальным данным - 75).
Жизнь после войны
После войны Александр Покрышкин отказался служить в штабе Василия Сталина, командующего ВВС Московского военного округа. Он стал заместителем командира 33-го истребительного авиакорпуса ПВО. Он с отличием окончил Военную академию имени Фрунзе и Военную академию Генштаба, стал кандидатом военных наук, получил назначение на пост председателя ЦК ДОСААФ (Всесоюзное добровольное общество содействия армии, авиации и флоту).
Война не прошла бесследно для маршала авиации. Когда врачи разрешили ему работать не более двух-трех часов в день, Покрышкин покинул должность. Слишком велико было чувство ответственности у этого человека, заявившего при уходе: "Я не хочу, чтобы мне в спину смотрели люди, когда я буду уезжать домой до конца рабочего дня..."
Александр Иванович еще несколько лет продолжал заниматься депутатской работой и состоял в Группе генеральных инспекторов Министерства обороны.
13 ноября 1985 года Покрышкина не стало.
На его родине в Новосибирске установили бронзовый бюст, а затем и памятник на одной из площадей города.
В Калининградской области продолжают нести боевое дежурство летчики гвардейского авиационного истребительного полка имени Александра Покрышкина.
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников