Рейтинг@Mail.ru
На Западе Суматры женщину почитают как божество - РИА Новости, 08.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

На Западе Суматры женщину почитают как божество

Читать ria.ru в
Дзен
У четвертого по численности народа Индонезии, минангкабау, есть поговорка, что мужчины нужны только для размножения, работы и церемоний. Главное занятие мальчиков - ждать, пока семья будущей жены не попросит его руки. И затем всю жизнь работать в поле...

Михаил Цыганов, обозреватель РИА Новости в Джакарте

Блог автора

Вот уже много веков почти половина повзрослевших юношей четвертого по численности народа Индонезии - минангкабау - покидает родные места на Западной Суматре и отправляется на чужбину. Домой они обычно не возвращаются.

Этот растянувшийся на столетия исход имеет такой размах, что в соседней стране Малайзии минангкабау заселили целый штат Негри-Сембилан. Причины его просты. Юношей гонит из дому матриархат, который до сих пор является для этого народа нормой.

У минангкабау есть поговорка, что мужчины нужны только для размножения, работы и церемоний. Когда мальчикам исполняется десять лет, они покидают дом родной матери и переезжают в молельные дома, где учатся готовить, изучают Коран и боевые искусства, без овладения которыми минангкабау не может считаться мужчиной. Но главное занятие мальчиков - ждать, пока семья будущей жены не попросит его руки. И затем всю жизнь работать в поле...

Потомки Александра Македонского

На самом деле мужчины-минангкабау вовсе не считают себя обиженными судьбой. Своеобразный уклад жизни своего племени они возводят ко временам  Александра Македонского.

Согласно легенде, минангкабау происходят от младшего сына великого завоевателя. Предание гласит, что младший из трех сыновей македонского царя приплыл на Западную Суматру и высадился в плодородном районе у подножия горы Марапи. Его племяннице достался в мужья приплывший из Индии раджа Санг Сапурба по прозвищу "Золотой Олень": новый пришелец носил корону в виде золотых оленьих рогов, к которым минангкабау неравнодушны до сих пор.

Вместе они построили индуистский храм Парианган, который и стал центром их общего королевства, заложившего основы уникального образа жизни минангкабау.

Очень символично, что в основании монархии минангкабау мы находим не самого "сына Александра Македонского", а правительницу и ее консорта. Это объясняет, как минангкабау начали вести отсчет родства по материнской линии...

Кругом рога

Индонезийская провинция Западная СуматраДругая популярная легенда возводит происхождение названия этого народа Индонезии к двум словам: "минанг" (победа) и "кербау" (бык, буйвол). Согласно ей, когда давным-давно некий правитель могучего яванского царства хотел подчинить себе минангкабау, и те предложили решить спор не войной, а боем буйволов. Против могучего яванского быка жители Западной Суматры выставили молодого теленка.

Но этого хитрые минангкабау не кормили буйволенка несколько дней подряд, а на его рожках укрепили острые металлические наконечники. Когда теленок увидел яванского быка, он тут же бросился к нему в поисках молока, и распорол ему все брюхо. Яванцам пришлось признать поражение...

С тех пор рога буйвола занимают особое место в культуре минангкабау, в том числе используется как элемент архитектуры даже во вполне современных постройках.

Серьезные историки относят минангкабау к числу дейтеромалайцев, выходцев из Индокитая и заселивших Индонезийский архипелаг несколькими волнами (последняя - где-то в IV веке до н.э., а собственно минангкабау, считают антропологи, появились на Суматре примерно во втором тысячелетии до н.э.)

Суматра - родина фаст-фуда

Праздничный наряд женщин-минангкабауПо некоторым данным, сейчас в Джакарте уже больше минангкабау, чем в столице Западной Суматры Паданге. Несмотря на характерную для индонезийской столицы массовую безработицу, представители этого народа обычно быстро находят себе место.

Во-первых, они славятся как лучшие в Индонезии повара. Во-вторых, традиция требует от соотечественников оказать помощь новоприбывшим. Отказать для них немыслимо: сами минангкабау называют себя "уранг авак" (наши люди) и редко пользуются местоимениями "я" и "ты": намного чаще звучит "авак" (мы). Так как же можно не помочь одному из "нас самих"?

Что же делает обычно минангкабау, оказавшись на новом месте? Он открывает ресторанчик падангской кухни...

Кто и когда первый придумал сначала готовить пищу, а потом вываливать ее на стол перед только что зашедшим клиентом, история умалчивает. По крайней мере, минангкабау практикуют подобную систему уже много веков, так что вполне возможно именно они исторически и есть родоначальники "фаст-фуда".

Работает падангский ресторан так: посетитель заходит в него и, взмахнув рукой в направлении заставленной тарелками витрины, говорит одно только слово: "наси" (рис). После чего официант немедленно подбегает к его столу с не менее чем десятком тарелочек с разными блюдами, которые он каким-то чудом ухитряется доставить без всякого подноса...

Платят в падангских ресторанах лишь за те блюда, что попробовали, но зато - даже если только пригубили. Рис и соусы во всех тарелочках бесплатны, так что можно поливать рис хоть десятком разных соусов, составляя самые немыслимые комбинации. Многие так и делают...

Самое знаменитое блюдо традиционной кухни минангкабау - ренданг, говядина или буйволятина, тушеная в соке кокоса до тех пор, пока сок не превращается в густой соус. Как и другие блюда падангской кухни, это обычно очень остро.

Царство или республика?

Женщины-минангкабауЖизнью минангкабау управляет обычай, но в результате компромисса, достигнутого после настоящей войны в XIX между ревнителями чистоты религии и сторонниками древних обычаев, основывается он на сменившем индуизм исламе.

Такая двойственность вообще очень характерна для этого народа, главной особенностью которого, похоже, является редкое умение не доводить ничего до крайности. Бесспорный внешне матриархат сбалансирован элементами патриархата, а символом такого уклада может служить тот самый "дом с рогами" - традиционный "большой дом" дом минангкабау "румах гаданг".

Принадлежит "румах гаданг" (вместе с общественными землями, другими общими зданиями и плодами коллективного труда) родоначальнице общины, и наследование (так же как и титулов и даже фамилии) идет исключительно по женской линии. Дети любого мужчины не являются его наследниками: все  имущество мужчины достанется племянникам и племянницам от старшей сестры.

Но "румах гаданг" легко расширяется за счет все новых и новых пристроек, а ответственность за то, чтобы каждая взрослая дочь имела свою комнату, несет брат "матери семейства". Точно так же и представителем большой семьи во врешнем мире является старший брат или старший сын родоначальницы. Братья матери отвечают мир и гармонию в семье, а также ее благополучие и безопасность. Они же занимаются воспитанием и образованием детей сестры, тогда как их собственными занимаются братья их жен.

Несколько таких родственных семей образуют клан, формальным главой которого является мужчина, выбранный из числа представителей наиболее уважаемой семьи. Когда возраст заставляет его уйти от дел, этот титул передается обычно одному из его братьев или старшему из их сыновей.

А уже кланы образуют ту самую нагари, которая упоминалась выше...

Все решения (кстати, как и практически по всей Индонезии), стараются принимать на основе консенсуса. "Сидим одинаково низко, стоим одинаково высоко", - гласит пословица минангкабау.

Рай находится под пятой матери

Индонезийская провинция Западная Суматра"Рай находятся под пятой матери", - гласит еще одна поговорка минангкабау. А непонятливым рассказывают печальную историю Малин Кунданга.

"Он был великим воином, и, когда отправился в расположенную на территории нынешней Малайзии Малакку, тамошний раджа даже отдал ему руку своей дочери, - рассказывает старый минангкабау. - После свадьбы новобрачная захотела познакомиться со свекровью. И, когда корабль Малин Кунданга бросил якорь у пляжа Аир-Манис, его мать так спешила на берег, что в спешке упала. Она появилась на берегу такая растрепанная и грязная, что сын постеснялся признать ее. Тогда мать прокляла его, и Малин Кунданг превратился в камень, который так и стоит на пляже Аир-Манис".

"Вот так прославившийся за границей как великий воин Малин Кунданг у себя на родине стал камнем, потому что забыл о своих корнях", - заключает рассказчик. Слушатели кивают... 

Как бы ни назвали уклад минангкабау ученые: матриархатом, матрилинейной семьей или как-нибудь еще - главная его особенность - это то, что к женщине вообще и матери в частности здесь относятся с уважением, граничащим с обожествлением.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала