МОСКВА, 6 мар - РИА Новости. Министерство транспорта РФ разработало и представит на заседании правительства в четверг проект концепции развития аэродромной (аэропортовой) сети гражданской авиации России, говорится в материалах, подготовленных министерством к заседанию.
Данная концепция основана на том, что развитие отечественной аэродромной сети должно соответствовать возрастающим потребностям населения и российской экономики в воздушных перевозках и авиационных работах, повышению уровня вовлеченности России в мировые рынки товаров и услуг, в том числе рынки авиаперевозок и аэропортового обслуживания.
Документ предусматривает создание на территории России инфраструктуры крупных узловых аэропортов (хабов), разработку и внедрение классификации аэродромов (аэропортов) федерального и регионального значения и управление ими, оптимизацию модернизации и развития аэродромной инфраструктуры с использованием рыночных механизмов, а также сохранение и развитие авиационных перевозок местного значения и всего сегмента социально значимых авиационных перевозок при использовании мер государственной поддержки.
НЫНЕШНЯЯ СЕТЬ АЭРОПОРТОВ
В материалах Минтранса отмечается, что количество действующих аэродромов на территории России с 1992 года по настоящее время сократилось с 1302 до 351, и только в 2006 году из эксплуатации были выведены 32 аэродрома. При этом из 351 аэродрома регулярные авиаперевозки осуществляются только через 260 аэропортов.
В последние 15 лет был существенно деформирован рынок авиаперевозок, говорится в материалах, подготовленных к заседанию правительства. Доля аэропортов Московского авиационного узла в общем объеме авиаперевозок на территории России выросла за указанный период с 25 до 50%. В первую очередь, по мнению Минтранса, данная ситуация обусловлена разрушением межрегиональных авиационных связей и логистики авиаперевозок.
Такая тенденция перераспределения пассажиропотоков происходит при существующей потенциальной возможности концентрации и распределения основных пассажиров и грузопотоков страны не менее чем в 11 крупных узловых аэропортах и не позволяет России использовать в полной мере транзитно-трансфертный потенциал страны, отмечает министерство. Авиаперевозчики, в свою очередь, лишены возможности экономить на затратах за счет построения эффективных маршрутных сетей, указывают специалисты Минтранса.
Кроме того, в результате закрытия и вывода из эксплуатации аэродромов около 50 тысяч человек потеряли рабочие места, говорится в материалах.
ПРОБЛЕМА ИЗНОСА
В период с 2000 по 2006 год из федерального бюджета на эту сферу были выделены незначительные средства, в размере порядка 30 миллиардов рублей, отмечает Минтранс. Недостаток средств для воспроизводства основных фондов привел к тому, что планово-предупредительный ремонт аэродромов сводился только к текущему ремонту, который не мог заменить капитальный и предотвратить некомпенсируемый износ имущества аэродромов.
Министерство указывает, что около 70% взлетно-посадочных полос с искусственными покрытиями были построены более 20 лет назад, и в целом износ основных фондов аэродромной сети приблизился к 80%.
При частичной приватизации аэропортов имущество аэродромов не включалось в уставный капитал создаваемых открытых акционерных обществ, а государственные предприятия на базе имущественного комплекса аэродромов не создавались, в результате чего имущество аэродромов зачастую фактически становилось бесхозным и теряло свою стоимость, добавляют специалисты Минтранса.
Они обращают внимание и на то, что в последние годы из федерального бюджета практически не направлялись средства на капитальные вложения в аэродромы регионального и местного значения.
ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
В результате реализации концепции развития аэропортов в гражданской авиации должны быть созданы условия для продолжения стабильного роста авиаперевозок в России, говорится в материалах к заседанию правительства.
В частности, к 2020 году при эффективной реализации концепции ожидается повышение авиационной подвижности населения РФ (среднее количество авиаперелетов, совершаемых одним жителем страны) с 0,23 до 1,00, увеличение доступности авиаперевозок в России до 3,3 миллиона человек с нынешних 1,7 миллиона граждан. Удельный вес международного трансфера в суммарных отправках пассажиров из аэропортов РФ, как ожидается, повысится до 20%, а средний уровень начисленного износа национальной опорной аэродромной сети РФ будет не выше 38%.
СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА
Министерство транспорта РФ предлагает сформировать национальную опорную сеть аэродромов (аэропортов), включив в нее 121 из 351 аэродрома, действующего на территории страны.
В соответствии с предложениями Минтранса, по видам обслуживаемых авиалиний все аэродромы национальной сети будут делиться на аэродромы федерального значения и регионального и местного значения, а по принципу построения маршрутной сети - на узловые и неузловые. В свою очередь, узловые аэропорты предполагается поделить на международные (хабы) и внутрироссийские узловые аэропорты.
В национальную опорную аэродромную (аэропортовую) сеть, в частности, предполагается включить аэродромы 11 международных узловых аэропортов (потенциальных хабов) и 25 внутрироссийских узловых аэропортов, а также 14 аэродромов, необходимых для обеспечения связанности отечественной авиационной сети. Кроме того, предлагается включить семь аэродромов, имеющих большую социальную значимость, а также 64 из реестра запасных аэродромов России.
Указанные 36 международных и внутрироссийских узловых аэропорта на текущий момент обслуживают 80% всех авиапассажиров в Российской Федерации, при этом 86% всех международных перевозок страны осуществляется через четыре крупнейших международных узловых аэропортов, говорится в материалах.
Минтранс отмечает, что количество аэропортов, обладающих международным статусом (допущенных к приему и обслуживанию международных рейсов), после реализации концепции к 2020 году должно остаться на прежнем уровне или незначительно измениться при наличии экономически оправданной необходимости изменения статуса того или иного аэропорта.
ФИНАНСИРОВАНИЕ И СОБСТВЕННОСТЬ
На реконструкцию и развитие аэродромов, которые войдут в национальную опорную сеть, до 2020 года планируется выделить 543 миллиарда рублей, сообщил журналистам в среду источник в Минтрансе. По его словам, предполагается, что 80% этих средств будет выделено из федерального бюджета, 11% - из региональных бюджетов и 9% - из внебюджетных источников.
Основной целью создания национальной опорной сети аэродромов является обеспечение бесперебойной авиационной связи по всей стране, отметил собеседник журналистов. В том числе предполагается, что аэродромы этой сети будут обслуживать города с населением более миллиона человек и города-курорты.
Аэродромы, которые не войдут в национальную опорную сеть, в случае проявления заинтересованности со стороны регионов планируется передать в региональную собственность с последующей приватизацией либо преобразованием в казенные предприятия, сообщил источник в Минтрансе.
В случаях отсутствия интереса со стороны регионов аэропорты останутся в федеральной собственности, они будут приватизированы или переданы в управление администрации гражданских аэропортов и аэродромов, которая сейчас формируется, отметил он.
Источник также сообщил, что аэропорты совместного базирования, которые активно используются для нужд гражданской, а не военной авиации, планируется передать от Минобороны в ведение Росавиации. Такие аэропорты имеются, в частности, в Анапе, Архангельске, Владивостоке, Новосибирске, Перми, Петропавловске-Камчатском.