Андрей Вавра, политический обозреватель РИА Новости.
Итак, наконец, у нас есть новый президент. И теперь, как говорится, who is mister Medvedev? Да, продолжатель курса Путина, ближайший соратник, но ведь не точная его копия. Верный путинец, который никакой отсебятины не допустит, у которого нет ничего своего, индивидуального, а все только путинское, или...?
Словом, так чем же будет отличаться Дмитрий Анатольевич от Владимира Владимировича?
Все обратили внимание на знаменательные слова, которые Медведев произнес в Красноярске: «свобода лучше, чем несвобода». Когда он заговорил о свободе во всех ее проявлениях - личной, экономической, а также свободе самовыражения. Что важно, именно со свободы он начал свое выступление. То есть, поставил это понятие в основание своей предвыборной речи.
В том числе и в связи с этим в информационном поле заметно актуализировалось порядком подзабытое слово «оттепель».
Свобода, как главная наша ценность... Что это - «смена вех», камень в огород предыдущему режиму? И теперь идеологическое пространство за теми, кто столько лет надоедливо талдычил в либеральных СМИ о свободе? Пора, словом, перестраиваться?
Вообще у тех, кто обслуживает власть, давно возник известный дискомфорт: их апологетика эпохи правления Путина в определенной степени противоречит массовым общественным настроениям. Да, граждане приветствуют усилия по наведению порядка, гордятся экономическими успехами России, рады укреплению ее позиций на международной арене. Но наряду с этим многие не чувствуют на себе результатов экономического развития, роста экономики.
В результате чего апологетика не укореняется в общественном сознании. А теперь еще и программное выступление Медведева в Красноярске. Действительно, разве можно со знаком плюс оценивать то, что у нас процветает неуважение закона, которое приводит к неуважению прав других людей? В результате у нас «прав всегда тот, у кого «зубы острее», а не тот, кто соблюдает закон? Что у нас не искоренена практика неправосудных решений «по звонку» или «за деньги»? И люди до сих пор не верят, что суды - это то место, где принимаются справедливые решения? Что в государстве имеет место неуважение к праву собственности, одним из проявлений чего выступают по-прежнему носящие массовый характер незаконные захваты фирм (так называемое рейдерство)? Что наша система здравоохранения вобрала многие худшие черты советской системы и самые проблемные элементы рыночной медицины? И т.д. и т.п. Добавьте ко всему этому проблему инфляции, сводящей на нет повышение пенсий и зарплат.
То есть, проблем, выходит, много больше чем достижений.
Но отсюда вопрос - перечисленные проблемы эпохи Путина (сделанные, кстати, Медведевым) это оценка нового президента, или все-таки трезвый взгляд на положение дел самого Путина?
Ведь резонно предположить, что Путин увидел в своем преемнике человека, который сможет сделать то, что сам он не успел или не сумел доделать. Поэтому, вряд ли без согласования с Путиным будущий президент повел бы речь о свободе, о необходимости достижения гармонии между нею и правопорядком. Видимо, все-таки это базовые ценности - и для одного, и для другого.
Итак, свобода?
Либеральная общественность сразу подхватила тему - как это было бы славно - «оттепель»! И получила в ответ от оппонентов жесткую отповедь -не дождетесь! В итоге, получается, что они против свободы.
Хотя по факту так и выходит, думаю, речь совсем не о том.
Смена власти - это не только проблема для чиновников. Это и проблема для тех, кто осуществлял идеологическое сопровождение власти. Проблема - в смене привычного, наработанного годами языка. Но власть меньше всего заботит внутренний комфорт обслуживающих ее политологов. У власти конкретные задачи наиболее эффективного развития страны.
Оппонентам либералов теперь впору посочувствовать - слово свобода произнесено, но ведь окончательно ориентиры еще не определены. А сходу поменять убеждения - ведь «свобода» вовсе не конек правильно ориентированной общественности - как это сплошь и рядом бытовало при советской власти.
Не учуяв еще с полной ясностью - а в этом вопросе обязательна стопроцентно гарантированная ясность - актуальную повестку дня (кому присягать, какие ценности окажутся приоритетными?), они, что называется, «бьют по площадям». Защищают связку - президента и премьера в их гармоническом единомыслии. Вот потому они, заходясь в истерике, бросились защищать Медведева от тех, кто, по их мнению, собирается поссорить его с Путиным.
На самом же деле, защищают свое место по идеологическому обслуживанию власти. Что ж, Бог в помощь. Только при чем здесь «оттепель»?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции