Рейтинг@Mail.ru
3 марта - РИА Новости, 08.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

3 марта

Читать ria.ru в
Дзен
По православному календарю - начало Масленицы (27 февраля - 5 марта) перед Великим постом.>>
В Японии отмечается Праздник девочек («Хина мацури»).>>
1861 - Александр II отменил в России крепостное право, издав Манифест об освобождении крестьян.

По православному календарю - начало Масленицы

По православному календарю - начало Масленицы (27 февраля - 5 марта) перед Великим постом.
Масленица - один из немногих старинных языческих праздников, сохранившихся в России и после принятия христианства в 10 веке.  Масленица  приходится на неделю, предшествующую Великому посту. Неделя эта разделяет в народном календаре два главных его сезона - зиму и весну. Наиболее широко Масленица  отмечалась у русских, у западных славян и у южных славян-католиков, менее широко - у православных южных славян и очень скромно - на Украине и в Белоруссии. В свое время

Масленица была воспринята христианской церковью фактически как религиозный праздник и получила название Сырной недели, но это не изменило ее внутренней сути. Во время масленицы человек отводит душу в преддверии тяжелого и длительного Великого поста. Масленица - это прежде всего обильная и сытная пища. Поэтому нет ничего зазорного в том, чтобы в это время полакомиться, отведать самых разнообразных блюд и не отказывать себе ни в чем. В традиционном быту всегда считалось, что человек, плохо и скучно проведший масленичную неделю, будет неудачлив в течение всего года. Безудержное масленичное чревоугодие и веселье рассматриваются как своеобразное магическое предвестие будущего благополучия, процветания и успеха во всех деловых, домашних и хозяйственных начинаниях. На Масленицу уже нельзя есть мясную пищу. Мясоед (период, отделяющий зимний, Рождественский пост от весеннего, Великого) подходит к концу, и воскресенье накануне Масленицы оказывается последним днем, когда разрешается есть мясо. Вот почему этот день получил в русском народе название «Мясное заговенье».

На  масленицу  можно есть молочные продукты и рыбу. Однако основным блюдом на  масленицу являются, как известно, блины, которые пекут каждый день с понедельника, но особенно много - с четверга по воскресенье. Традиция печь блины Русь знала еще со времен поклонения языческим богам. Ведь именно бога солнца Ярило призывали прогнать зиму. Блины ели со сметаной, яйцами, икрой и другими вкусными приправами. Это время называется широкой Масленицей. Еда на Масленицу  становится самой важной формой жизни. Вот почему в народе говорили, что в это время надо есть столько раз, сколько собака махнет хвостом или сколько раз прокаркает ворона.

Каждый день Масленицы по старой традиции имеет свое название и определенные обычаи.

Первый день - понедельник - «встреча». Встречали «Масленицу». Дети делали утром соломенное чучело Масленицы, наряжали его и все вместе возили по улицам. Устраивались общие горы, качели, столы со сладостями.

Вторник - «заигрыш». В этот день начинаются веселые игры. С утра девицы и молодцы катались на ледяных горах, ели блины. Парни искали невест, а девушки - женихов (причем свадьбы игрались только после Пасхи).

Среда - «лакомка». Как говорили в старину, «теща зятя блинками угощает». В этот день родители жены приглашали в гости молодых (отсюда возникло выражение «пойти к теще на блины»). Молодые на Руси, как правило, жили в доме свекрови, и родителей жены видели не часто.  Масленица была хорошим поводом побывать у них в гостях и выразить им свое почтение.

Четверг - «разгуляй». Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивали катание на лошадях «по солнышку» (по часовой стрелке) и кулачные бои. И, конечно же, пекли блины и приглашали в гости друзей и родственников. Четверг - «разгуляй». Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивали катание на лошадях «по солнышку» (по часовой стрелке) и кулачные бои. И, конечно же, пекли блины и приглашали в гости друзей и родственников.

Пятница - «тещины вечерки». В этот день молодые встречали в своем доме родителей жены. Существовал такой обычай: поскольку молодые часто еще не успевали обзавестись необходимой домашней утварью, теща обязана была накануне своего визита прислать в дом зятя все блинные принадлежности (сковороду, черпак, кадку для замеса теста). Тесть же присылал муку и масло.

Суббота - «золовкины посиделки». В этот день было принято ходить в гости ко всем другим родственникам.

Воскресенье - «прощенный день» или Прощенное воскресенье. Недаром традиция обязывала воздавать почести родителям и родственникам, что являлось исполнением Божией заповеди: «Чти отца своего и мать свою, чтобы продлились дни твои на земле». В этот день просят прощения у родных и знакомых за вольные или невольные обиды, поскольку Великий пост необходимо начинать с чистым сердцем, с миром в душе, искренне испросив прощения и простив всех. Традиция просить прощения распространяется и на мертвых, когда в воскресенье многие люди отправляются на кладбище, оставляют на могилах родных и близких блины и просят прощения у усопших. В этот день также соломенное чучело, олицетворяющее уходящую зиму, сжигают на огромном костре. Его устанавливают в центре костровой площадки и прощаются с ним шутками, песнями, танцами. Ругают зиму за морозы и зимний голод и благодарят за веселые зимние забавы. После этого чучело поджигают под веселые возгласы и песни. Когда же зима сгорит, завершает праздник финальная забава: молодежь прыгает через костер. Этим состязанием в веселье и ловкости и завершается праздник Масленицы.

Прощание с Масленицей происходит в первый день Великого поста - Чистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи. В Чистый понедельник обязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду и «парили» молочную утварь, очищая ее от жира и остатков скоромного. Приметы на  Масленицу:  ненастье в воскресенье перед Масленицей - к урожаю грибов; какой день Масленицы красный, в такой сей пшеницу; если на Масленицу идет снег, будет урожай гречихи. 

В Японии отмечается Праздник девочек («Хина мацури»)

Праздник проводится ежегодно 3 марта и имеет еще одно название - Фестиваль кукол. Маленькая кукла по-японски называется «хина», праздник- «мацури». Отсюда еще одно японское название Праздника девочек, или Фестиваля кукол, - «Хина мацури». В основе «Хина мацури» лежат несколько различных традиций. Одна из них восходит еще к эпохе Хэйан (794-1185): в этот день в знатные семейства приглашали заклинателей, которые совершали специальные молебны, направленные на то, чтобы все беды людей перешли на бумажных кукол, которых затем пускали плыть по реке или по морю. Этих кукол называли «нагси-бина» - куклы, спускаемые по реке. Первоначально праздник отмечался только при дворе и среди воинского сословия, но вскоре быстро распространился и в народе.

Национальным Фестиваль кукол стал в XVIII веке, тогда же добавился обычай устраивать в домах, где есть девочки, выставки богато одетых кукол, изображавших жизнь и обычаи императорского дворца. Этот обычай сохраняется до сих пор. Теперь это не бумажные куколки, а настоящие произведения искусства из керамики и шелка, наряженные в роскошные одежды. Куклы «хина» не предназначены для каждодневных игр, обычно их выставляют в самой лучшей комнате дома на специальной этажерке «хинадана» и просто несколько дней ими любуются. Некоторые такие наборы кукол очень дороги и передаются в семье из поколения в поколение, но обычно, когда в семье рождается девочка, родители покупают новый набор кукол, который затем дополняется теми куклами, которые дарят им родственники и друзья.

Искусство ЯпонииКак правило, в набор входит не меньше 15-ти кукол, одетых в старинные многослойные одежды красного цвета. Наиболее ценными и богато украшенными являются куклы, изображающие императора и императрицу (0-Дайри-сама и 0-Химэ-сама) в старинных шелковых церемониальных нарядах. Выставки кукол подготавливаются к 3 марта и длятся примерно месяц. Существует поверье, что нельзя выставлять кукол надолго, так как это отдаляет желанный час замужества, поэтому все предметы тщательно упаковывают и хранят до следующего года. К 3 марта украшают и комнату, где располагается выставка кукол: к потолку подвешивают шары из искусственных цветов вишни и мандаринового дерева. Каждый шар украшен свисающим шелковым шнуром. В этот день девочки в нарядных кимоно, как настоящие дамы, ходят друг к другу в гости, дарят и получают подарки, угощаются специальными сладостями и любуются куклами.

Так в игровой, непринужденной форме девочкам прививаются правила хорошего тона, понятие о чертах характера, которыми должна обладать женщина, и умение бережно относиться к ценным вещам. В «Хина-мацури» идеально сочетаются игра, поэтическое восприятие мира и традиционное воспитание. В Праздник девочек играется очень много свадеб.

1861 - Александр II отменил в России крепостное право

1861 - Александр II отменил в России крепостное право, издав Манифест об освобождении крестьян.
Еще в правление Николая I был собран большой подготовительный материал по проведению крестьянской реформы. Крепостное право в правление Николая I осталось незыблемым, но в решении крестьянского вопроса был накоплен значительный опыт, на который в дальнейшем смог опереться его сын Александр II,  вступивший на престол 4 марта 1855 года. Александр Николаевич был одушевлен самым искренним намерением сделать все для устранения недостатков русской жизни. Главным недостатком он считал крепостное право. К этому времени идея отмены крепостного права получила широкое распространение в «верхах»: правительстве, среди чиновничества, дворянства, интеллигенции. Между тем это была одна из сложнейших проблем.

Император Александр II читает народу Манифест об освобождении крестьян Крепостное право слагалось на Руси веками и было тесно связано с разными сторонами жизни русского крестьянина. Крестьянин зависел от феодала в личном, земельном, имущественном, юридическом отношениях. Теперь крестьянина нужно было освободить от опеки помещика, дать ему личную свободу. В начале 1857 года для подготовки крестьянской реформы был учрежден Секретный комитет. Затем правительство решило ознакомить общество со своими намерениями, и Секретный комитет был переименован в Главный комитет. Дворянство всех областей должно было создавать губернские комитеты для выработки крестьянской реформы. В начале 1859 года для обработки проектов реформы дворянских комитетов были созданы Редакционные комиссии. В сентябре 1860 года выработанный проект реформы был обсужден депутатами, присланными дворянскими комитетами, а затем передан в высшие государственные органы.

В середине февраля 1861 года Положение об освобождении крестьян было рассмотрено и одобрено Государственным советом. 3 марта 1861 года Александр II подписал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей». Заключительными словами исторического Манифеста были: «Осени себя крестным знамением, православный народ, и призови с нами Божие благословение на твой свободный труд, залог твоего домашнего благополучия и блага общественного». Манифест был объявлен в обеих столицах в большой религиозный праздник - Прощеное воскресенье - 5 марта 1861 года, в других городах - в ближайшую неделю. Манифест предоставлял крестьянам личную свободу и общегражданские права. Отныне крестьянин мог владеть движимым и недвижимым имуществом, заключать сделки, выступать как юридическое лицо. Он освобождался от опеки помещика, мог без разрешения вступать в брак, поступать на службу и в учебные заведения, менять место жительства, переходить в сословие мещан и купцов. За эту реформу Александра II стали называть царем Освободителем. Крестьянская реформа Александра II имела огромное историческое значение. Она принесла свободу 25 миллионам крестьян, открыла дорогу для развития буржуазных отношений. Отмена крепостного права положила начало другим важнейшим преобразованиям. Нравственное значение реформы заключалось в том, что она покончила с крепостным рабством.

1831 - родился Джордж Пуллман

1831 - родился Джордж Пуллман, американский изобретатель, создатель знаменитых спальных вагонов.
Прототипы спальных вагонов появились на Пенсильванской железной дороге в США в 1836 году. В них были устроены трехъярусные полки, а пассажирам выдавались соломенные матрасы. Постельное белье и подушки не предусматривались. В середине 1860-х годов молодой инженер и предприниматель Джордж Мортимер Пуллман решил, что пассажиры должны путешествовать комфортно. В 1867 году на заводах Пуллмана в США были построены вагоны, в которых имелись мягкие сиденья. На ночь они превращались в спальные места. Спальные места располагались вдоль вагона и разделялись устанавливаемыми на ночь поперечными мягкими стенками. Верхние полки спускались с потолка на цепях. Вскоре Джордж Пуллман совершил еще одну маленькую революцию - включил в состав поезда вагон-ресторан. До этого времени железнодорожникам приходилось подолгу задерживать дальние поезда на крупных станциях и ждать, пока пассажиры пообедают в вокзальном помещении. Такие вагоны курсировали в Америке, а в 1873 году появились в Европе, но в несколько измененном виде, а именно с двух- или четырехместными купе, в которых верхнее спальное место получалось при подъеме стенки дивана. Вагоны стали называть пульмановскими. Вскоре изобретатель стал миллионером.

В 1880 году Пуллман создал собственную империю в штате Иллинойс, поблизости от Чикаго. Он построил производственно-жилой комплекс - целый город и назвал его своим именем. Это был первый в мире заранее спроектированный промышленный центр, построенный со всеми мыслимыми по тем временам удобствами. На международной выставке в Праге Пуллман даже удостоился двух медалей и диплома за создание «самого совершенного города на Земле». Говорилось о том, что это «утопическая рабочая коммуна, изолированная от моральных и политических пороков Чикаго», но на самом деле это была казарма со строжайшей дисциплиной. Затем Пуллман основал свою компанию в Англии, и с начала 1880-х годов там тоже появились пульмановские поезда, среди которых выделялись «Золотая стрела» и «Брайтонская красавица». В вагонах для богатых пассажиров были кресла, покрытые шагреневой кожей, полы, утопавшие в коврах, роскошные тисненые обои на стенах, впоследствии - электрическое освещение. А в 1883 году пульмановские вагоны появились в самом роскошном поезде Европы - знаменитом «Восточном экспрессе». В них были хрустальные люстры, купе, отделанные ценными породами дерева, шторы из генуэзского бархата.  Вагон -ресторан в «Восточном экспрессе» был выполнен в стиле Людовика XV и украшен картинами кисти Делакруа. Эти настоящие «дворцы на колесах» прославились потом в многочисленных вестернах, а слово «Pullman» стало употребляться для обозначения высшей степени комфорта применительно к транспорту вообще.

1920 - в Москве на Никитском бульваре открылся Дом печати

1920 - в Москве на Никитском бульваре открылся Дом печати, теперь - Центральный дом журналиста.
Столичный Дом печати разместился на месте дворца-усадьбы князей Гагариных, от которой после пожара 1812 года сохранился флигель. Неоднократно перестроенный, именно он сегодня известен как Центральный дом журналиста. В начале XIX века особняк принадлежал А.М.Щербиной, дочери княгини Е.Р.Дашковой, первого президента Российской академии наук. С 1836 года особняк переходит во владение графини Головкиной. В 1872 году дом на Никитской приобретает один из крупнейших представителей российского купечества А.Н.Прибылов. Последние владельцы - Александр Семенович и Софья Алексеевна Макеевы - жили в одной из квартир своего бывшего дома уже после революции. В Здание Центрального Дома журналистов1920 году по распоряжению А.В.Луначарского особняк отдан журналистам. 3 марта 1920 года «Известия» публикуют информацию: «Сегодня в 7 часов вечера открывается Дом печати».  С первого дня членом Правления Дома был В.В.Маяковский. В 1920-е годы в Доме печати проходили литературные дискуссии, выступали Брюсов, Ивнев, Мариенгоф, Шершеневич. 7 мая 1921 года, за три месяца до смерти, Александр Блок в последний раз выходил к своим слушателям. В Доме печати 25 сентября 1925 года состоялось последнее выступление Сергея Есенина. А через три месяца - 30 декабря - Москва здесь возлагала цветы на гроб Есенина. На фасаде Дома висел большой плакат: «Умер великий русский поэт». В 1920-1930 годы на сцене Дома выступали известные писатели, актеры, музыканты, давали концерты победители международных конкурсов Оборин, Ойстрах и многие другие. Новое название - Центральный Дом журналиста - Дом печати получил в 1938 году. Его быстро сократили и стали называть «Домжур». Ежедневно в Доме журналиста выступают музыкальные и театральные коллективы, проходят творческие вечера писателей и поэтов, художественные выставки, презентации новых изданий и книг, пресс-конференции, международные «круглые столы», семинары и диспуты. На территории Дома журналиста располагаются концертный зал, старинные Мраморный и Каминный залы, Розовая и Голубая гостиные, Интернет-зал.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала