Олег Митяев, экономический обозреватель РИА Новости.
Французский Renault 29 февраля приобрел блокирующий пакет (25% плюс одна акция) крупнейшего российского автопроизводителя "АвтоВАЗ" за $1 млрд. Один из мировых автогигантов обещает удвоить производство автомобилей на "АвтоВАЗе" и, возможно, уже летом получит его контрольный пакет. То есть на планах возродить собственными силами на базе "АвтоВАЗа" отечественный автопром поставлен окончательный жирный крест. Поднимать российское автомобилестроение будут при помощи иностранных автогигантов.
Миллиард, который французы заплатили за четверть «АвтоВАЗа», пришелся очень кстати. Он, по признанию руководства тольяттинского автозавода, сразу же пойдет на погашение долгов и другие неотложные нужды.
Одновременно со сделкой купли-продажи между Renault и «АвтоВАЗом» было заключено соглашение о стратегическом партнерстве. Согласно этому документу, к 2012 году «АвтоВАЗ», который в прошлом году произвел 770 тысяч машин, должен выпускать 1,5 млн автомобилей под марками «Лада», Renault и Nissan (этот японский автопроизводитель уже давно принадлежит французам). Как особо подчеркивают Renault и «АвтоВАЗ», главный принцип концепции их сотрудничества - сохранение бренда «Лада». Правда, новые «Лады» будут теперь разрабатываться на платформах, предложенных Renault.
Уже летом этого года Renault может получить еще 25% «АвтоВАЗа» и стать его главным акционером. В сентябре планируется провести публичное размещение акций "АвтоВАЗа" одновременно в России и на Лондонской фондовой бирже.
В общем, планы у новых партнеров громадные. Причем, французы с самого начала всерьез берутся за дело, назначив своих топ-менеджеров на ключевые позиции в «АвтоВАЗе»: люди из Renault будут отвечать в Тольятти за производство, планирование и закупки. Остается только порадоваться, что крупнейшая российская автомобильная компания, теснимая на внутреннем рынке конкурентами с Запада и Востока, нашла такого серьезного партнера.
Вместе с тем сделка поставила точку в долгих спорах о том, по какому пути должен пойти российский автопром: опираться в первую очередь на собственные силы или стать младшим партнером иностранных автогигантов, широко открыв для них двери на отечественный рынок.
До сих пор иностранные компании, уже захватившие большую часть российского авторынка, проникали в Россию двумя путями. В первом случае они создавали полностью свое производство в России, как, к примеру, поступил Ford в Ленинградской области. Во втором - учреждали вместе с российским партнером дочернее СП. Так сделал General Motors, учредивший еще в 2002 году с тем же «АвтоВАЗом» совместное предприятие - "GM-АвтоВАЗ". Renault же напрямую вошел в капитал крупнейшего российского автопроизводителя, и не исключено, что вскоре станет его главным акционером.
Как известно, еще два года назад планы у «АвтоВАЗа» были совсем другие. В конце 2005 года контроль над ним получило государственное предприятие «Рособоронэкспорт» (оно сейчас и продает «АвтоВАЗ» французам). Планы тогда у команды управленцев из «Рособоронэкспорта» были почти такими же наполеоновскими, как сейчас у французов: увеличить выпуск автомобилей до 1-1,5 млн в год за счет новых моделей и разработать для них сразу четыре новых автомобильных платформы. В 2006 году Министерство промышленности и энергетики разработало концепцию развития автомобильной промышленности России, синонимом которой было развитие «АвтоВАЗа». Предполагалось даже инвестировать в него $5 млрд государственных денег. Но российское правительство смогло все-таки вовремя остановиться, и не впрыгивать в поезд, который давно ушел.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции