1908 - в Москве открылся клуб-кабаре «Летучая мышь», место отдыха артистов Художественного театра
100 лет назад в Москве открылся клуб-кабаре «Летучая мышь», место отдыха артистов Художественного театра.
Когда-то основатели Художественного театра, помимо серьезного академического искусства, которое сами создавали, отчаянно любили развлекаться, дурачиться, острить, пародировать друг друга. В пору рождения знаменитых «капустных» представлений одним из инициаторов и участником «капустников» МХТ был Николай Федорович Балиев, русский актер, режиссер, театральный деятель, почетный гражданин Москвы. Родом из купеческой семьи. Во время первых зарубежных гастролей МХТ (1906) Балиев оказал материальную поддержку театру. В 1906 году вступил в МХТ как пайщик, был секретарем Владимира Немировича-Данченко. С 1908 года - актер Художественного театра, играл эпизодические роли: Кистер («Бранд» Х.Ибсена), Розен («Борис Годунов» А.Пушкина), Гость Человека («Жизнь Человека» Л.Андреева), Бык, Хлеб («Синяя птица» М.Метерлинка), Шарманщик («Анатэма» Л.Андреева), Лейбович («Miserere» С.Юшкевича), Кузен Теодор («У жизни в лапах» К.Гамсуна), Прохожий («Вишневый сад» А.Чехова). Помехой в сценической карьере Балиева была его неартистическая внешность.
Из «капустников» Художественного театра возникло кабаре «Летучая мышь». Николай Балиев, меценат МХТ Николай Тарасов и некоторые артисты театра сняли для кабаре подвал в доме Перцова напротив Храма Христа Спасителя. Открытие состоялось 29 февраля 1908 года. Это был клуб для отдыха и общения людей искусства, в кабаре выступали В.Качалов, И.Москвин, О.Книппер-Чехова, В.Лужский... В 1909 году «Летучая мышь» переехала в Милютинский переулок, 16. Здесь изредка давались платные представления. Балиев вел конферанс, пел куплеты, ставил театральные пародии на спектакли МХТ. Постепенно «Летучая мышь» превращалась в открытый театр-кабаре, стали идти спектакли с продажей билетов. Балиев пригласил в труппу артистов московских и петербургских театров Т.Дейкарханову, Е.Хованскую, Е.Маршеву, В.Подгорного, Я.Волкова и других. Тексты писали Л.Мунштейн, Б.Садовской, Т.Щепкина-Куперник, танцы ставил К.Голейзовский, музыку сочиняли А.Архангельский, В.Гартевельд. В 1912 году театр совершил свою первую гастрольную поездку: Киев, Днепропетровск, Ростов. Стали ежегодными гастроли в Петербург. В 1914 году театр разместился в Доме Нирнзее в Большом Гнездниковском переулке. В своих постановках Балиев использовал бытовые танцы, анекдоты, каламбуры, шарады, загадки, экспромты, песенки, романсы... Режиссерские принципы Балиева обрели свою завершенность в сценических миниатюрах. Он ставил спектакли по классическим произведениям: «Казначейша» М.Лермонтова, «Граф Нулин» и «Пиковая дама» А.Пушкина, «Шинель» и «Нос» Н.Гоголя, рассказы А.Чехова, стихотворения И.Тургенева.
После октября 1917 года театр не смог приспособиться к новым условиям. Вскоре после очередного юбилея «Летучей мыши», торжественно отмеченного 12 марта 1920 года, Балиев отправился на гастроли по Кавказу, а оттуда с небольшой группой артистов выехал за границу. «Летучая мышь» возродилась в Париже. Впервые спектакли прошли в парижском театре «Феллина». Затем последовали гастроли в Испании, Англии. С февраля 1922 года балиевская «Летучая мышь» гастролировала в Нью-Йорке, после чего последовали выступления на западном побережье США - в Голливуде, Лос-Анджелесе. Поначалу игрались старые программы. Постепенно обновляя состав труппы и репертуар, театр гастролировал по европейским странам, США, Латинской и Южной Америке, играя на английском и французском языках. Великая депрессия 1929 года разорила Балиева. В 1931 году «Летучая мышь» перебралась в Европу и вскоре прекратила свое существование.
1792 - родился Джоаккино Антонио Россини, итальянский композитор
216 лет назад родился Джоаккино Антонио Россини, итальянский композитор.
Джоаккино Россини родился 29 февраля 1792 года в Пезаро в семье музыкантов (отец - трубач и валторнист, мать - певица). С детства обучался пению, игре на чембало, скрипке, теории музыки. Обладая хорошим голосом, пел в церковных хорах, выступал как аккомпаниатор и дирижер хора в оперных театрах. Систематическое музыкальное образование получил в Болонском музыкальном лицее (1806-1810), где занимался у В.Каведаньи (виолончель), С.Маттеи (контрапункт). С 1806 года - член Болонской филармонической академии. Как оперный композитор дебютировал в 1810 году («Вексель на брак», Венеция), завоевав широкую известность. Связанный контрактами с антрепренерами Болоньи, Венеции и других городов, писал по несколько музыкально-драматических произведений ежегодно. Эти оперы, в том числе «Шелковая лестница» (1812, Венеция), «Пробный камень» (1812, Милан), свидетельствуют о формировании творческой индивидуальности Россини. В опере-сериа «Танкред» и опере-буффа «Итальянка в Алжире» (1813) проявились реформаторские тенденции: композитор придал операм героико-патриотическое звучание, нашел новые выразительные средства. В обстановке крепнущего национально-освободительного движения итальянского народа против австрийского гнета это было восторженно встречено публикой. В 1815 году по просьбе патриотов Болоньи Россини написал «Гимн независимости», исполненный под его управлением. Австрийская полиция установила надзор за Россини, длившийся многие годы. В ряде опер, написанных для Неаполя (1815-1822, в основном для театра «Сан-Карло») - «Отелло», «Моисей в Египте», «Магомет II», «Зельмира» - претворилось тяготение к патетическому стилю, к драматизации оперы-сериа, перестройке ее в народно-героическую. Отсюда преобладание ансамблево-хоровых сцен, сквозного музыкального развития, драматической характерности. Одновременно он работал над обновлением оперы-буффа, насыщая произведения этого жанра реалистическим содержанием. С наибольшим блеском музыкально-комедийный талант Россини проявился в опере «Севильский цирюльник» (1816) - шедевре итальянской оперы-буффа. Россини стремился к драматургическому и образному обновлению комической оперы, он создал бытовую музыкальную комедию (лирико-комическая опера «Золушка», 1817), реалистическую музыкальную драму (опера «Сорока-воровка», 1817). Для творчества Россини характерно взаимопроникновение жанров: в комических операх появляются драматические и даже трагические ситуации, а в операх-сериа - жанрово-бытовые эпизоды. В 1823 году в Венеции была поставлена «Семирамида» - последняя из написанных для Италии опер Россини. С 1824 года он обосновался в Париже. Был музыкальным руководителем Итальянского театра, с 1826 года - королевским композитором и генеральным инспектором пения. Изучив французское оперное искусство, переработал свои оперы «Магомет II» и «Моисей в Египте» (в Париже - под названием «Осада Коринфа», «Моисей»), сочинил произведения в жанре французской комической оперы («Граф Ори», 1828). В 1829 году в обстановке общественного подъема кануна Июльской революции 1830 года во Франции была создана последняя опера Россини - «Вильгельм Телль», сыгравшая видную роль в развитии жанра большой оперы. Россини принадлежат и вокально-симфонические произведения - «Гимн независимости» (1815), Stabat mater (1842), «Маленькая торжественная месса» (1863), а также многочисленные вокальные и фортепьянные миниатюры. Творчество Россини оказало большое влияние на развитие итальянской оперы и европейского оперного искусства XIX века. Умер выдающийся композитор 13 ноября 1868 года в Пасси, близ Парижа. В 1887 году его прах перевезен во Флоренцию.
1920 - родился Иван Иванович Петров (Краузе), певец, бас
88 лет назад родился Иван Иванович Петров (Краузе), певец (бас), народный артист СССР. Родился 23 февраля 1920 года в Иркутске, в семье обрусевшего немца. Учился в театрально-музыкальном училище имени Глазунова. Будучи студентом второго курса, был приглашен солистом Большого театра Сергеем Остроумовым в оперный ансамбль при Московской филармонии, которым руководил Иван Козловский. В 1938-1941 годах учился в музыкальном училище имени Глазунова (класс А.Минеева). Одновременно выступал в концертах Московской филармонии и в спектаклях Ансамбля оперы под руководством И.Козловского. С ноября 1942 по апрель 1943 года в составе фронтовой бригады давал концерты на Брянском и Волховском фронтах. С 1 мая 1943 года по 1969 год был солистом Большого театра.
Голос Петрова - мощный, красивого тембра, выразительный в широком распевном звучании. Среди партий - Борис Годунов (одноименная опера Мусоргского), Кочубей («Мазепа»), Досифей («Хованщина») Мусоргского, Мефистофель («Фауст» Гуно).
Последнее выступление на сцене Большого состоялось 23 мая 1969 года в опере «Декабристы». Он оставил театр внезапно: прослушав свою последнюю запись, Иван Иванович не узнал собственного голоса и решил, что обнаруженный у него диабет обесцветил звучание. Артист попросил стереть запись и с тех пор не пел и не записывался. Он покинул сцену в зените славы. Талант Ивана Петрова не ограничивался только музыкой, он был великолепным педагогом, прекрасным драматическим артистом: исполнил роль Зеба Стампа в знаменитом отечественном фильме «Всадник без головы». Большое внимание И.Петров уделял воспитанию молодых исполнителей. В последние годы он работал консультантом по вокалу в оперной труппе Большого театра. В качестве председателя, заместителя председателя, члена жюри участвовал в музыкальных конкурсах имени Чайковского, Глинки, Рахманинова, Шаляпина. В рамках Международного союза музыкальных деятелей участвовал в музыкальных конкурсах во Франции, Греции, Швейцарии, Румынии. Проводил много встреч с молодыми солистами, помогал им постигать секреты высокого исполнительского искусства. Автор книги «Четверть века в Большом. Жизнь, творчество, размышления». Почетный член Гранд-опера. Именно ему дочь Федора Шаляпина Марина Федоровна подарила перстень своего великого отца, который Иван Петров долго хранил, но потом передал в Дом-музей Ф.Шаляпина. Теперь перстень - часть музейной экспозиции. Умер Иван Иванович Петров 27 декабря 2003 года, похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
1924 - родился Владимир Александрович Крючков, бывший председатель КГБ СССР
84 года назад родился Владимир Александрович Крючков, бывший председатель КГБ СССР.
Владимир Крючков родился 29 февраля 1924 года в Волгограде. В годы Великой Отечественной войны в 1941-1943 годах работал разметчиком на оборонном заводе. В 1943-1944 годах - комсорг ЦК ВЛКСМ в строительно-монтажной части, в 1944-1945 годах - первый секретарь Баррикадного райкома ВЛКСМ Волгограда. В 1946 году избран вторым секретарем горкома комсомола Волгограда. С 1946 по 1947 год работал следователем районной прокуратуры. В 1947-1950 годах - прокурор следственного отдела Волгоградской областной прокуратуры. В 1949 году окончил Всесоюзный заочный юридический институт, в 1950-1951 годах работал прокурором Кировского района Волгограда. В 1951-1954 году учился в Высшей дипломатической школе МИД СССР. С 1954 по 1959 год находился на дипломатической работе в Венгрии. В 1959-1967 годах - референт, заведующий сектором, помощник секретаря ЦК КПСС. С 1967 по 1971 год - помощник председателя КГБ, начальник Секретариата. В 1971-1974 годах - первый заместитель начальника ПГУ КГБ СССР при СМ СССР. С 1974 по 1988 год являлся начальником первого Главного управления КГБ при СМ СССР (начальник внешней разведки). Под его руководством были спланированы и проведены многие сложные разведывательные и контрразведывательные мероприятия. С 1988 по 1991 год - председатель КГБ СССР. В связи с августовскими событиями 1991 года был арестован и находился в тюрьме «Матросская тишина». Впоследствии был амнистирован. Генерал армии Владимир Крючков последние годы находился на пенсии. Умер 23 ноября 2007 года.
2004 - умерла Нина Афанасьевна Сазонова, актриса театра и кино
4 года назад умерла Нина Афанасьевна Сазонова, актриса театра и кино, народная артистка СССР.
Нина Сазонова родилась 7 января 1917 года в селе Константиновском Московской губернии. Окончила студию при Центральном театре Красной Армии. С 1934 года - актриса этого театра (ныне - ЦАТРА). Свой путь в театре она начала под руководством выдающегося мастера А.Попова. Одна из первых ролей молодой актрисы в театре - Маша в водевиле «Лев Гурыч Синичкин», сыгранная в 1939 году. Позже были Таня Бойцова в «Бессмертном» А.Арбузова, медсестра Маруся в пьесе «Фронт» А.Корнейчука и многие другие. Начало театрального пути Нины Сазоновой совпало с началом Великой Отечественной войны. 22 июня 1941 года она выступала на Белорусском вокзале перед теми, кто отправлялся на фронт. Потом, за четыре года войны, Сазонова дала более трех тысяч фронтовых концертов. К теме войны актриса вернулась в спектакле «Снеги пали» по пьесе Р.Феденева, поставленном к 30-летию Победы в 1975 году. Какую бы роль ни играла Нина Афанасьевна Сазонова, она всегда оставалась близкой той аудитории, что заполняет зрительный зал. Разных по характеру героинь Сазоновой объединяло воздействие личности актрисы - сильной, верной, мужественной, умеющей страдать и сострадать. Одна из самых ярких сценических работ актрисы в 1980-е годы - роль Раисы Гурмыжской в «Лесе» А.Островского, спектакле, поставленном кинорежиссером В.Мотылем. Сазонова играла Гурмыжскую острокомедийно, на грани гротеска. Нельзя представить себе Нину Сазонову без ее ролей в кино. Многие из них вошли в золотой фонд отечественной кинематографии. Первым режиссером, который пригласил ее в кино, был Александр Довженко. Его картина «Поэма о море» (1958) - начало творческого пути актрисы на экране. В кино Нина Афанасьевна сыграла около 30 ролей. Кем бы ни были героини Нины Сазоновой, в какие бы жизненные обстоятельства ни попадали, в них всегда была та жизнестойкость, тот дух поэзии, без которого невозможен полнокровный художественный образ русской женщины. Нине Афанасьевне обязаны своей популярностью песни, которые она исполняла в художественных фильмах: «Сестричка», «Стою на полустаночке», «Ромашки спрятались», «Вальсок». Награждена орденами Ленина, Дружбы, «За заслуги перед Отчеством» IV степени. Последние годы жизни Нина Сазонова провела в домах для престарелых. Умерла 29 февраля 2004 года.