Андрей Кисляков, политический обозреватель РИА Новости.
Становление в стране высокотехнологичных отраслей сродни движению по трассе "Камел Трофи". В первую очередь это относится к отечественной космонавтике. Причем, неприятно удивляет несоответствие продекларированных успехов суровой правде жизни.
«В целом итоги 2007 г. для российской космонавтики я бы оценил позитивно. Во многом это стало возможным благодаря тому, что все работы были профинансированы в соответствии с утвержденными программами. Федеральная космическая программа России на 2006-2015 гг., а также Федеральные целевые программы по развертыванию системы ГЛОНАСС и по развитию российских космодромов выполнялись успешно», - заявил в конце февраля в интервью авторитетному российскому «космическому» журналу «Новости космонавтики» руководитель Роскосмоса Анатолий Перминов.
Наша неистребимая привычка разделять проблему на целое и частности давно проиллюстрирована прекрасным анекдотом, в котором дежурный по части, докладывая прибывшему с утра командиру о полном порядке, вскользь упоминает о коком-то сущем пустяке. В конечном итоге выясняется, что «куда-то запропастилось» знамя полка.
В случае с итогами 2007 г. нарисованную радужную «в целом» картину портят как раз пара незаметных пустяков. В конце ноября и под самый Новый год первый вице российского правительства Сергей Иванов, курирующий и космонавтику, дважды буквально разнес деятельность Роскосмоса. В ноябре его мысль свелась к тому, что космическая промышленность, исчерпав советские заделы, не в состоянии производить действительно современную и конкурентоспособную продукцию. В конце же года Иванов фактически обвинил Роскосмос на его же собственной коллегии в срыве программы ГЛОНАСС.
Однако не только вице-премьер усомнился в победных космических реляциях. Их ставит под сомнение российская Счетная палата. В середине февраля текущего года коллегия этой структуры в очередной раз рассматривала материалы о деятельности Роскосмоса.
Отметим два весьма показательных момента. В докладе Палаты отмечалось, что система ГЛОНАСС с большой степенью вероятности не составит значительной конкуренции американской системе GPS «Навстар», а проведенный в 2006 году конкурс на создание космического корабля нового поколения «Клипер» признан несостоявшимся.
Начнем с ГЛОНАСС. Примечательно в этой связи беспокойство по поводу сравнения двух навигационных систем. Иными словами, под сомнение ставится наиболее разрекламированная часть отечественной навигации - коммерческая.
В самом деле, являясь головной организацией по ГЛОНАССу, Роскосмос не раз рапортовал о будущих преимуществах нашего детища именно при коммерческом использовании. И приемники у нас лучше (будут) и сигнал точнее (будет), да и сама система дешевле (будет). И само собой - плачь конкурент.
«Рынок вздрогнул», - резюмировал Перминов на предновогодней пресс-конференции, - когда в продаже появились первые отечественные глонассовские приемники. Пугливая какая-то стала GPS, если после не одного десятка лет эксплуатации с сотнями миллионов активных потребителей по всему свету, не исключая и Россию, и при фантастически низкой цене в несколько долларов за приемный комплект, существующий, кстати, во всем мыслимом многообразии, испугалась сотни-другой явно уступающих ей по всем параметрам громоздких аппаратов.
Я бы на месте Роскосмоса действительно вздрогнул, прежде чем серьезно говорить о коммерческом успехе ГЛОНАСС. Вздрогнул, просто посмотрев на атлас автомобильных дорог России.
Оставим в стороне национальную безопасность. Ей действительно необходима собственная навигация без оглядки на настроение арендодателей GPS. Гражданская авиация, между тем, давно «встроена» в «Навстары» на всех континентах, и трогать ее вряд ли целесообразно и вообще возможно.
Выходит, что для обеспечения коммерческого успеха космической навигации остаются автомобилисты, что и наблюдается по всему миру. Однако общая протяженность дорог в России составляет всего 600 тыс. километров. По самым скромным подсчётам, требуется вдвое больше. И это, так сказать, не более чем «прожиточный минимум». Даже в европейской части страны плотность автомобильных трасс в 8 раз ниже, чем, скажем, в соседней Польше, и в 7 раз - чем в Латвии. Что уж говорить о землях, расположенных к востоку от Урала. На Крайний Север и приравненные к нему регионы - а это 60% территории России - приходится всего 15% автодорог.
Для кого, в таком случае, планы по всеобъемлющему внедрению ГЛОНАСС?
Не менее драматична история с космическим кораблем «Клипер», призванным заменить старые «Союзы». Программа создания этого корабля широко освещалась Роскосмосом вплоть до августа 2006 г., когда практически готовый аппарат, разработанный на конкурсной основе корпорацией «Энергия» под руководством Николая Севастьянова был объявлен неудачным.
Тому назывались многие причины. И вдруг ставшая непомерной стоимость работ, и в одночасье разонравившаяся крылатая схема и т.д. В итоге российский космос, остро нуждающийся в создании новой транспортной системы, оказался отброшенным назад, причем совершенно непонятно, когда в действительности появится новый корабль.
«Сейчас исследовательская работа продолжается. До августа мы выдадим проектные проработки. Для того чтобы создать новый корабль, понадобится не менее 6-7 лет», - прочитали мы в начале февраля в «Российской газете» интервью нового руководителя «Энергии» Виталия Лопоты. Между прочим, он весьма корректно намекает на тщетность роскосмосовской идеи навязать разработчикам капсульную схему корабля. Не секрет, что капсульная схема появилась в отместку взбунтовавшемуся Севастьянову, который, собственно, и разработал концепцию «Клипера». Одним словом, «работа продолжается».
Не хочется дальше говорить о наших «достижениях», позволивших назвать прошлый космический год в целом успешным. Они сводятся, по мнению Счетной палаты, к тому, что деятельность Роскосмоса практически не ориентирована на рынок космических услуг.
В целом и в частности прав Сергей Иванов, определивший 2008 год как «рубежный» для перспектив развития космической деятельности. В том смысле, наверное, что отступать некуда...
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции