ВЛАДИВОСТОК, 28 фев - РИА Новости, Анатолий Ильюхов. Теплоход "Лидия Демеш" нарушил границу КНДР во избежание гибели во время сильного шторма в Японском море, заявил в четверг журналистам капитан Юрий Бузанов по прибытии освобожденного властями КНДР судна во Владивосток.
"Передо мной стояла проблема: либо подвергнуть опасности в открытом море экипаж и ценный груз, либо - войти в прибрежные воды Северной Кореи с целью укрытия от стихии. Во имя спасения людей и экипажа я принял решение войти в воды КНДР, поскольку высота волн в Японском море достигала 3-4 метров, скорость ветра превышала 25 метров в секунду. В таких штормовых условиях груз, находящийся на борту, мог мгновенно сместиться, спровоцировать крен, а затем - быструю гибель теплохода", - отметил Бузанов.
По словам капитана, он знал о том, что северокорейские власти за нарушение морской границы могут задержать теплоход. "Но из двух зол - возможной гибели и задержания пограничниками - выбирал меньшее", - сказал Бузанов.
Капитан отметил, что во время пограничного разбирательства большую помощь по освобождению судна из-под ареста оказало Генеральное консульство России в городе Чхончжине.
"На борт теплохода оперативно прибыл генеральный консул РФ в Чхонджине Евгений Валькович. Он активно и принципиально вел переговоры с пограничными властями КНДР и оставался на судне до его освобождения. Во время разбирательства экипаж судна действовал спокойно и выдержанно, к тому же запасов пресной воды и продуктов у экипажа было в достаточно", - сказал капитан.
Грузовой теплоход "Лидия Демеш", приписанный к порту Петропавловск-Камчатский, с партией автомобилей шел из японского порта Хамата во Владивосток. Во время шторма в Японском море капитан в целях безопасности экипажа и сохранности груза вынужден был приблизиться к побережью КНДР. 23 февраля у мыса Мусудан, неподалеку от которого находится ракетный полигон КНДР, теплоход был остановлен, а затем задержан двумя пограничными катерами Северной Кореи.
Судно под конвоем прибыло для разбирательства в порт Кимчхек, где 27 февраля было освобождено из-под ареста.
Это уже не первый случай задержания российского судна в КНДР. Так, в 2005 году также у мыса Мусудан, попал в шторм российский теплоход "Терней". Капитан, опираясь на нормы Международной морской конвенции, принял решение зайти в территориальные воды КНДР для поиска укрытия, о чем уведомил власти Северной Кореи. Однако судно было остановлено пограничниками. После 20 дней разбирательства российские моряки благополучно вернулись на родину.