МОСКВА, 27 фев- РИА Новости. Одна из крупнейших российских нефтяных компаний ЛУКОЙЛ рассматривает возможность строительства нефтеперерабатывающих мощностей на Кубе и участия в нефтепоисковых работах в кубинской экономической зоне Мексиканского залива, сообщил РИА Новости источник в Минэкономразвития России.
По его словам, другие российские компании также проявляют интерес к кубинскому энергорынку. "Компания "Нафта-Синтез" вышла на подписание с кубинскими организациями контракта на проведение пилотных исследований по очистке местной нефти и нефтепродуктов от сернистых соединений, что позволит расширить область использования национального сырья", - сказал собеседник агентства.
Кроме этого, прорабатываются варианты сотрудничества в области судостроения, в том числе в сфере создания платформ, предназначенных для морской разведки и добычи нефти и газа, отметил источник.
ЛУКОЙЛ официально не прокомментировал данную информацию. Между тем ранее оператор зарубежных проектов ЛУКОЙЛа - "ЛУКОЙЛ Оверсиз" заявлял, что в случае достижения договоренностей с государственной нефтяной компанией Венесуэлы PdVSA для переработки венесуэльской нефти может быть построен НПЗ в одной из стран Латинской Америки.
В настоящее время ЛУКОЙЛ реализует несколько проектов в Венесуэле. Компания заканчивает доразведку на блоке Хунин-3 (Junin-3) в бассейне реки Ориноко, а также ведет переговоры о создании СП с венесуэльской национальной нефтяной компанией PdVSA для проведения работ по реабилитации скважин. Планировалось, что ЛУКОЙЛ и PdVSA создадут совместное предприятие в 2008 году.
НЕ НЕФТЬЮ ЕДИНОЙ
Кроме сотрудничества в сфере энергоресурсов, по словам представителя МЭРТ, Куба заинтересована в закупках российской авиационной техники, локомотивов, автомобилей и запчастей к ним. Собеседник агентства напомнил, что Россия и Куба уже подписали контракты на поставку семи самолетов (четыре Ил-96-300 и три Ту-204) на сумму порядка 350 миллионов долларов.
Потенциальными нишами для российского экспорта на Кубу являются также электроэнергетическое и транспортное оборудование, сельхозмашины, отдельные виды оборудования для металлургической промышленности.
Кубинские организации выражают также заинтересованность в привлечении российских компаний к реализации проектов модернизации 10 энергоблоков мощностью по 100 МВт каждый, поставленных из СССР до 1990 года.
"Российские компании смогут реализовать указанный потенциал только при проведении правильной финансовой политики с одновременной государственной поддержкой на начальном этапе", - полагает представитель МЭРТ.
Он рассказал, что в настоящее время из-за финансовых проблем приостановлена реализация нескольких российско-кубинских проектов, в частности программа восстановления и модернизации дизельных двигателей для тепловозного парка Кубы, сборка двигателей для автомобилей КАМАЗ, а также создание троллейбусной линии в Гаване.
В то же время Куба продолжает оставаться емким рынком для российских машин, оборудования, запчастей сырья и материалов, поскольку десятилетиями на остров Свободы завозилась именно российская техника.
ДОЛГИ И КРЕДИТЫ
Существующие проблемы с финансированием проектов можно решить, выработав механизм конвертации кубинской задолженности по кредитам, в том числе бывшего СССР, аналогично тому, как это было сделано с рупийным долгом Индии. "Практический интерес для России и российского бизнеса связан с выработкой механизма, который позволил бы конвертировать часть задолженности в инвестиционное российское присутствие на острове, реализуемое в рамках существующего на Кубе законодательства. При этом недопустимо принятие поспешных решений с российской стороны и оказание чрезмерного давления на кубинскую сторону", - отметил представитель МЭРТ.
Он пояснил, что российские инвестиции на Кубу возможны лишь в форме создания совместного предприятия или иной формы международной ассоциации в объеме менее 50% для иностранного участника. Портфельные инвестиции невозможны в связи с отсутствием на острове фондового рынка.
Некоторое оживление торгово-инвестиционного сотрудничества отмечалось в середине 90-х годов, когда Россия и Куба подписали соглашение об экономическом и техническом сотрудничестве, в соответствии с которым кубинской стороне был предоставлен кредит в размере 350 миллионов долларов.
В 2006 году Кубе вновь были предоставлены синдицированные кредиты под гарантии российского правительства на закупку семи дальнемагистральных самолетов.
В рамках еще одного кредитного соглашения в 2007 году подписаны 19 контрактов на сумму 62 миллиона долларов, в том числе на поставку 200 автобусов ЛиАЗ и такого же количества грузовых автомобилей КАМАЗ, а также оборудования для лифтов. Лифтовое оборудование на сумму 4,5 миллиона долларов уже отправлено на Кубу, сообщил представитель МЭРТ.