Никита Петров, специально для РИА Новости.
Алжир вернул России пятнадцать истребителей МиГ-29СМТ, купленных в 2006-2007 году у корпорации «МиГ». Причем, сделал это накануне визита своего президента Абдельазиза Бутефлики в Москву. Что, безусловно, вызвало скандал, который тут же подхватила пресса.
Неприятность этого инцидента не только в том, что таким образом североафриканская страна выразила свое недовольство некондиционным военным продуктом, который отечественные оружейники отправили на экспорт. По сути, поставлен под сомнение весь объем военно-технического сотрудничества между двумя государствами. Это ни много ни мало - 7 млрд. долларов. Именно на такую сумму подписали контракты представители России во время визита в Алжир президента Владимира Путина.
Столь демонстративная рекламация - первая, кстати, за все время ВТС России с зарубежными странами. Чем она вызвана?
Хотя тема военно-технического сотрудничества - достаточно деликатная, не все здесь возможно знать наверняка, но эксперты утверждают, что причин достаточно много. Среди них - борьба различных политических и клановых группировок внутри самого Алжира. Поставки оружия никогда не обходятся без посредников, которые получают за свои услуги внушительные проценты от сделки. И те, кто остался, что называется, у разбитого корыта, конечно же, недовольны тем, что в заключении контракта участвовали не они, а другие лица. Без интриг здесь никак не обойдется. Другое дело, когда властные полномочия тех, кто заключал контракт, прочны и незыблемы, скандалы никогда не разрастаются до вселенских размеров.
Есть и другие причины. В том числе и конкурентная борьба на мировом оружейном рынке. Известно, что на авиационный контракт с Алжиром претендовал Париж, он собирался продать своему южному соседу партии собственных истребителей «Рафаль». Но алжирцы выбрали МиГ-29СМТ. Тем более что условия контракта были очень выгодными. Во-первых, цена российского истребителя значительно ниже французского при максимально схожих тактико-технических характеристиках. Во-вторых, Москва продавала Алжиру боевые машины в счет погашения страной своего долга перед бывшим СССР и его правопреемницей Россией. Кроме того, Россия предлагала в счет оплаты истребителей забрать старые МиГ-29 (36 единиц), которые ранее были закуплены Алжиром у Украины и Белоруссии и уже находились в эксплуатации у алжирских ВВС. Кто мог отказаться от таких льготных преференций?!
Трудно сейчас поверить, что поставленные Алжиру МиГ-29СМТ (одноместные и учебно-боевые, двухместные), оказались некондиционными. Российские экспортеры вооружений, отказывающиеся комментировать ситуацию на официальном уровне, утверждают, что машины перед отправкой на южный берег Средиземного моря принимали алжирские специалисты, они же проверяли поставку по ее прибытии в страну, даже начали эксплуатацию самолетов. Как можно говорить о каких-то рекламациях, присутствии на самолетах «бывших в употреблении запасных частей» или агрегатов, покрытых ржавчиной, если раньше этого никто не видел? Но эти риторические вопросы уже не имеют под собой оснований. Россия подписала соглашение о возврате 15-ти МиГов и обязана их принять.
В то же время нельзя не согласиться с алжирской стороной, что уровень выполнения экспортных заказов на предприятиях оборонно-промышленного комплекса России в последнее время значительно снизился. Об этом уже в открытую говорят даже руководители ОПК - первый вице-премьер правительства, глава военно-промышленной комиссии Сергей Иванов и его первый заместитель Владислав Путилин. На недавней конференции Академии военных наук господин Путилин говорил, что «хотя предприятия оборонно-промышленного комплекса за последние месяцы увеличили выпуск своей продукции более чем на 14%, причем, военной - на 19,1%, а гражданской - на 7,6%, некоторые из них просто не в состоянии выполнить государственный оборонный заказ. Более того, не могут в полной мере освоить выделенные средства. А их федеральный бюджет уже давно не жалеет. К примеру, на 2008 год на решение оборонных проблем выделено 800 млрд. рублей, на 2009-й - 900 млрд., на 2010-й - 1,1 трлн. рублей».
Причины такого состояния отечественного ОПК тоже хорошо известны. Это старение высококвалифицированных производственных кадров, их средний возраст приближается к пенсионному. Старение технологических линий и станочного парка - возраст основного оборудования в оборонной промышленности давно перевалил за тридцать. Утеряны важнейшие технологии, разорваны привычные кооперационные связи, дефицит или отсутствие необходимого сырья и материалов. Неконтролируемый рост энергоносителей, который опережает рост инфляции и резко превышает назначенные Минэкономразвития дефляторы. Уже сегодня ясно, что гособоронзаказ, утвержденный всего два года назад, на 2006-2015 год не будет выполнен. Ни по номенклатуре, ни по количеству заказанных «изделий». И это уже третий гособоронзаказ, который провален оборонной промышленностью.
В «оборонку» не охотно идут работать выпускники технических вузов. Не привлекает довольно низкая заработная плата и то, что там невозможно сделать быструю карьеру, как, например, в добывающих или нефтегазовых областях промышленности. Для того чтобы стать хорошим специалистом, надо проработать в ОПК не год-два, а, минимум, десять. Наскоком там профессию не освоить. Есть и еще одна причина. Ранее с военных заводов, так называемых почтовых ящиков, не брали в армию. Сейчас эта льгота отсутствует. И молодые люди после окончания ПТУ и технических колледжей идут работать куда угодно, но только не туда, где получить загранпаспорт будет проблемой.
Но проблема еще и в том, что сами ПТУ как таковые сегодня в России отсутствуют. Никто в стране не готовит рабочую смену. Хороший токарь, фрезеровщик, слесарь-сборщик или сварщик - на вес золота. А без этих людей нет высококачественного самолета, ракеты, корабля. Увы.
Владислав Путилин утверждает, что «причины такого положения дел в оборонке известны. Разговор о них в различных форматах, в том числе и во всех ветвях власти, приобрел ритуальную форму. Но организовать согласованную работу федеральных органов исполнительной власти, организаций и предприятий по их устранению не всегда удается».
Видимо, в российских самолетах, которые получили алжирскую рекламацию, и сосредоточились все эти проблемы, о которых много говорят, но ничего не делают по их исправлению. Проблема в том, что скандал с возвратом МиГов на родину может отразиться не только на отношениях между Москвой и Алжиром (североафриканская страна, кстати, приостановила выплаты по всем остальным контрактам, заключенным во время посещения Алжира Владимиром Путиным). Нанесен большой удар по оружейному экспортному имиджу нашей страны. А это может аукнуться большими неприятностями в перспективе. За ошибки на мировом рынке вооружений платят очень большими потерями.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции