Олег Митяев, экономический обозреватель РИА Новости.
Рекордным ценам на нефть и сверхдоходам стран-экспортеров «черного золота», судя по всему, ничего не грозит. Крупнейший мировой импортер нефти США сам постоянно «подогревает» нефтяные цены постоянными конфликтами с крупными экспортерами сырья, которых он причисляет к числу «политически неблагонадежных». На этой неделе из-за юридических баталий между американским нефтяным гигантом Exxon Mobil и Венесуэлой к ценам на «черное золото» приплюсовалась так называемая «надбавка Чавеса» - в $3-4 за баррель.
Пару недель назад цены на нефть снизились до отметки $86 за баррель, достаточно комфортного по нынешним временам для потребителей уровня. Но сейчас они вновь поднялись до $93-94 за баррель. По мнению нефтетрейдеров, где-то $3,5 последнего роста нефтяных цен дала «надбавка Чавеса», а другими словами - судебная тяжба между крупнейшей в мире нефтяной компанией Exxon Mobil и государственной нефтяной компанией Венесуэлы PDVSA.
Первопричина конфликта - проходящая последние два года национализация нефтегазового сектора Венесуэлы. В ходе нее доли западных компаний в разрабатываемых ими в этой стране месторождениях сильно сокращаются, а большая часть выручки от добываемого сырья перераспределяется в пользу государства. Ряд иностранных компаний, например, французская Total, согласились на новые условия, посчитав, что при нынешних сверхвысоких ценах на углеводороды, добыча нефти в Венесуэле все равно остается выгодным бизнесом. Причем, та же Total даже получила от правительства Венесуэлы компенсацию в размере около $830 млн за сокращение доли в проекте.
Мировая практика показывает, что такова общая тенденция. В периоды, когда резко вырастают цены на природные ресурсы, государство, как правило, усиливает контроль над сырьевым сектором и доходами от него.
Но американцы из Exxon Mobil оказались слишком неуступчивыми, и в 2007 году власти Венесуэлы вынудили эту компанию покинуть страну, лишив ее крайне привлекательного проекта. Однако Exxon Mobil вчинила правительству Венесуэлы в лице госкомпании PDVSA иски сразу в нескольких судах Европы и Нового Света, требуя полной и справедливой компенсации за отобранный у нее проект. На прошлой неделе суды выдали предписание «заморозить» по всему миру активы PDVSA на $12 млрд в качестве обеспечительной меры в преддверии будущего судебного разбирательства о компенсации.
PDVSA - мощная и богатая компания. Она имеет собственность по всему миру стоимостью около $90 млрд. В случае исполнения судебных предписаний на практике она и вся Венесуэла понесет огромные потери. Поэтому ответ властей Венесуэлы был молниеносным. Президент страны Уго Чавес сразу же заявил, что прекратит поставки всей нефти из Венесуэлы в США. В случае приведения этой угрозы в действие последствия для экономики США будут катастрофичными, так как на американском рынке образуется огромный дефицит топлива. Как известно, США импортирует ежедневно около 10 млн баррелей в день. Причем, импорт «черного золота» из Венесуэлы занимает в нефтяном балансе США немаловажное 4-е место - около 1,2 млн баррелей, уступая по объемам только сырью, ввозимому из Канады, Саудовской Аравии и Мексики.
Правда, стоит признать, что для экономики Венесуэлы этот шаг был бы, вообще, убийственным. Практически всю свою нефть Венесуэла поставляет в США и не имеет возможности перенаправить свои нефтяные потоки в другие страны света.
Поэтому полностью свою угрозу в действие Чавес не привел. Во вторник было объявлено, что поставок нефти из Венесуэлы лишается лишь «виновница» всех проблем - Exxon Mobil. Она до сих пор получает из Венесуэлы от 90 до 170 тысяч баррелей в день. Такое сокращение не нанесет серьезного урона ни Exxon Mobil, ни потребителям топлива в США. Тем более что другие страны ОПЕК, пообещали в случае возникновения дефицита нефти в США восполнить его.
Однако юридическая война между Exxon Mobil и PDVSA быстро не закончиться и, скорее всего, будет нарастать, а, следовательно, «надбавка Чавеса» к нефтяным ценам сохранится надолго.
Негибкая политика США по отношению к нефтедобывающим странам, режимы которых они считают «неблагонадежными», все больше играет против них самих, приводя к росту цен на нефть. К примеру, правительство США делает все возможное, чтобы не только американские, но и компании других стран не участвовали в нефтяных проектах в Иране, что также усиливает напряжение на мировом нефтяном рынке.
Поэтому аналитики мирового банка Goldman Sachs, прославившиеся предсказанием роста цен на нефть до $100 за баррель (этого уровня они достигли 3 января 2008 года), сейчас пророчат, что рецессия в США не окажет никакого понижающего влияния на нефтяные цены и через год «черное золото» будет стоить $105 за баррель. Поэтому нефтедобывающие страны, включая Россию, получившие рекордную выручку от экспорта «черного золота» в прошлом году, могут спокойно рассчитывать на сверхдоходы от него и в 2008-м.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции