Александр Горбунов, спортивный обозреватель, для РИА Новости.
После крупного выигрыша киевского «Динамо» у московского «Спартака» на турнире в Тель-Авиве у нового динамовского тренера Юрия Семина поинтересовались, каким выдался для него «первый блин» в динамовской команде. Российский специалист, в высокой квалификации которого сомневаться не приходится, но который по каким-то причинам оказался ненужным своему родному «Локомотиву», ответил остроумно: «С икрой». Если бы «блинный» вопрос был задан в Марселе после первого официального матча «Спартака» тренеру москвичей Станиславу Черчесову, ответ вполне мог оказаться столь же односложным: «Подгоревший».
Иначе очередное спартаковское поражение с таким же, как и во встрече с киевлянами со счетом 0:3, не охарактеризовать. Московский клуб, месяц готовившийся к матчу 1/16 Кубка УЕФА с французской командой, продержался лишь час. «Спартак», понятно, игру не вел, инициативой не владел, моментов у ворот соперника не создавал, но складывалось впечатление, что гости довольно умело справляются с поставленными задачами и намерены добиться устроившего бы их перед ответной встречей ничейного результата. Но через час у «Спартака» практически в одно мгновение исчезло все: концентрация у своих ворот, без которой в сложных ситуациях никак не обойтись, осмысленность передвижений, скорость (относительная, конечно, скорость, особенно на фоне «Олимпика», но все же). Стало понятно, что спартаковцы резко сдали физически, оказавшись неготовыми к качественной игре на таком уровне.
Наивно, полагаю, рассчитывать на то, что на своем поле «Спартак» через неделю сумеет отыграться. Три мяча в еврокубках отыгрываются весьма редко. Тем более, когда команды - в данном случае «Спартак» и «Олимпик» - пребывают в разных весовых категориях. У москвичей, во-первых, на фоне хорошо укомплектованного французского клуба явные кадровые прорехи, особенно в обороне. Во-вторых, сказывается немаловажно обстоятельство: чемпионат Франции сейчас в разгаре, а в России первенство страны начнется в середине марта.
Перед матчами Кубка УЕФА с участием «Спартака» и «Зенита» (питерский клуб, к слову, выиграл дома у испанского «Вильярреала» и шансы на выход в следующий раунд не потерял) возникала заметная словесная перепалка между тренерами национальной сборной России и «Спартака». Поводом стал вызов в сборную на пятидневный тренировочный сбор в Турцию двух спартаковских футболистов Владимира Быстрова и Романа Павлюченко - в разгар подготовки клуба к еврокубковым встречам.
Когда в прошлом году говорили, что у Гуса Хиддинка, в России бывающего от случая к случаю, приезжающего в Москву, словно на работу вахтовым методом, нет, к сожалению, никаких контактов с главными тренерами ведущих клубов премьер-лиги, в РФС только улыбались: ерунда все это, пусть он даже по телефону руководит, главное, чтобы результат был.
РФС, к сожалению, либо не захотел, либо не сумел стать посредником при формировании отношений между тренерами сборной и клубов, для нормальной работы национальной команды жизненно необходимых.
Станислав Черчесов, которому за клубный результат отвечать не перед Виталием Мутко и не перед Хиддинком, в своем непонимании смысла пятидневного сбора без проведения в его ходе контрольного матча был не одинок. Открыто говорил о недовольстве турецким сбором соотечественник Хиддинка, зенитовский тренер Дик Адвокат, убежденный в том, что при зарождении идеи ее следовало обсудить с тренерами тех клубов, которые поставляют игроков в сборную и которым через неделю после возвращения сборников предстоит играть в Кубке УЕФА. Валерий Газзаев из ЦСКА, из которого в сборную были вызваны несколько футболистов, с нескрываемой иронией заметил, что не ведает, на какое мероприятие собираются в Турции футболисты: на «дружеский ужин или на товарищеский вечер». Рашид Рахимов, возглавивший «Локомотив», почти уверен в том, что на месте Черчесова поступил бы так же.
Черчесов принял решение (не отпускать футболистов в лагерь сборной) в соответствии с регламентом ФИФА. Причем, в самой мягкой форме, потому что регламент уважаемой организации обязывает клубы отпускать своих футболистов на товарищеские матчи за 48 часов до их начала и позволяет тем же клубам не посылать своих игроков в лагерь национальных сборных в тех случаях, если те проводят всего-навсего тренировочные сборы. До скандала дело не дошло. Владелец «Спартака» Леонид Федун поправил (говорят, после телефонного разговора с президентом РФС Виталием Мутко) своего тренера, и Быстров с Павлюченко в Турцию выехали вовремя. Быстров поле этого вышел на поле в Марселе в стартовом составе, ничем не запомнился. Павлюченко же и вовсе был оставлен в резерве и вошел в игру, когда все, практически, уже было французами сделано.
Ясно, что отсутствие в клубе в течение нескольких дней двух российских футболистов сборной негативным образом повлиять на игру команды, интенсивно готовившейся с середины января, повлиять не могло. Но ясно, по-моему, также, что конфликт, возникший между тренерами (Гус Хиддинк назвал Станислава Черчесова «высокомерным», а помощник голландца Игорь Корнеев задался вопросом: «Откуда такое самомнение?»), не мог не сказаться на психологическом состоянии как спартаковского тренера, так и игроков, которых он не хотел отпускать в сборную.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции