Ильгар Велизаде (Баку) - для РИА Новости.
14 февраля по инициативе РИА Новости состоялся видеомост Москва-Баку по проблемам экологии Каспийского моря. Устроители надеются сделать его традиционным. Таким образом, появилась площадка, объединяющая экологов и всех, кого волнует эта тема. Остается ждать, когда появятся политические площадки для решения проблем региона. Вопрос в том, будет ли ждать море?
Азербайджан и Казахстан намереваются существенно активизировать реализацию комплекса природоохранных мер, связанных с Каспием. В Иране состоится международная конференция по проблемам Каспийского моря, где на утверждение будут вынесены два протокола: по биоразнообразию и по борьбе с разливами нефти. А Россия в этом году планирует выпустить постановление правительства о специальных экологических требованиях к разведке нефтегазовых месторождений в заповедной зоне Каспия. Все говорит о том, что тема экологии каспийского региона приобретает особую актуальность.
Колебанием уровня Каспийского моря экологов не удивишь. Однако, когда речь заходит об очередном подтоплении многих тысяч гектаров земель, на которых проживают десятки, если не сотни тысяч людей, это обычное дело приобретает масштабы поистине стихийного бедствия. По прогнозам, нынешний период повышения уровня воды Каспийского моря, начавшийся в конце 90-х годов прошлого столетия, продлится примерно до 2040 года. В результате уровень моря повысится на полтора метра.
Это грозит обернуться тяжелыми последствиями для всех стран региона (Россия, Казахстан, Азербайджан, Туркмения, Иран). Вновь ожидается, что тысячи гектаров земель уйдут под воду, десятки населенных пунктов окажутся в непосредственной зоне бедствия.
Достаточно вспомнить, что предыдущее повышение уровня морской воды на 2,5 м, имевшее место в 1978-1995 годах, привело к заметному осложнению экологической и социально-экономической ситуации в прибрежных регионах. По оценкам специалистов, общий экономический урон всем прикаспийским странам от повышения уровня Каспийского моря составил около 40 млрд. долларов.
В то же время, по мнению многих ученых, причиной огромного ущерба, который несет экономика, является не подъем уровня моря, а бездумное и недальновидное освоение полосы земель в пределах зоны риска. Она освободилась (как оказалось, временно!) из-под моря после 1929 года, то есть при снижении уровня ниже отметки 26 абс. м. Возведенные в зоне риска постройки, естественно, оказались затопленными и частично разрушенными. Теперь, когда затапливается территория, освоенная и загрязненная человеком, действительно создается опасная экологическая ситуация, источником которой являются не естественные процессы, а неразумная хозяйственная деятельность.
С недавних пор энергоресурсы Каспийского моря рассматривается в качестве одного из основных факторов в системе энергетической безопасности главных игроков мировой политики. По оценкам, нефтяные запасы региона составляют более 200 млрд баррелей, что ставит его на второе место в мире после Ближнего Востока. Разведка и эксплуатация нефтяных месторождений является важнейшей составляющей загрязнения. Проводятся масштабные геолого-разведочные работы, открыты новые нефтегазовые месторождения, повышается дебит старых, уделяется больше внимание созданию инфраструктуры. Неслучайно уровни нефтяного загрязнения в разных частях Каспия уже сегодня в 1,5-11,8 раз превосходят предельно допустимые нормы.
Согласно данным международной статистики, при разработке морских нефтяных месторождений в море попадает 0,1% добываемой нефти. При объеме 100 млн. тонн в год, которые планируется достичь к 2015 году, а то и раньше, объем загрязнения Каспийского моря может составить сто тысяч тонн в год.
Уникальные каспийские осетры - основные поставщики черной икры, гибнут в Каспии в огромных количествах. По мнению биоэкологов, причиной является миграция токсичных веществ, которые концентрируются в организме живых существ.
Несмотря на заверения международных консорциумов, занимающихся добычей углеводородного сырья, применение даже самых современных технологий и отчисления на поддержание экологической безопасности не могут представляться достаточными с точки зрения сохранения популяции осетровых. По сведениям независимых экспертов, объявленный крупнейшими разработчиками месторождений т.н. "принцип нулевого сброса" сегодня не работает. Прямым следствием сброса нефти в воды Каспия является ежегодная гибель до 1-1,5 млн. осетровых.
Но не только разработка углеводородного сырья угрожает экологической безопасности региона. Рост прибрежных городов (в прибрежной зоне Каспийского моря сегодня находятся более 200 городов и поселков городского типа), возрождение промышленного потенциала бывших советских республик наряду с очевидными преимуществами имеет и целый ряд издержек. Весьма важной из них является сброс сточных вод.
Ежегодно прибрежными странами в акваторию Каспийского моря сбрасывается не менее 40 млн. кубометров сточных вод, включающих отнюдь не только городские и сельскохозяйственные стоки. Основную опасность для экосреды представляют промышленные отходы, попадающие в море, минуя сколько-нибудь действенные очистительные сооружения. С учетом практически полного отсутствия в прикаспийских государствах (за исключением России и, частично, Ирана) предприятий по утилизации промышленных отходов, считается, что сточные воды остаются на сегодняшний день одной из важнейших причин плачевной экологической ситуации на Каспии.
К сказанному следует добавить, что экологическую обстановку, пусть и в меньших масштабах, нарушает и ежегодное увеличение числа кораблей, в частности танкерного флота прикаспийских государств, а также процесс милитаризации Каспия. Да и естественные природные процессы, протекающие на дне Каспия, также не способствуют улучшению ситуации.
Конечно, полный пессимизма анализ экологии Каспийского моря совершенно не означает, что правительства прикаспийских стран абсолютно бездействуют и со стороны наблюдают за происходящим.
Для оздоровления и восстановления экологической обстановки в регионе Каспийского моря решением правительств пяти прибрежных стран с 1998 г. начала работать Каспийская экологическая программа (КЭП). В ее составе созданы 10 Каспийских региональных тематических центров (КРТЦ), предназначенных для решения различных аспектов проблемы охраны природы в регионе, в том числе центр "Борьба с опустыниванием" в Ашхабаде (Туркмения), центр "Колебания уровня Каспийского моря" в Алм-Ате и центр «Биоразнообразия» в Атырау (Казахстан).
Существуют целевые программы и на национальных уровнях. Так, министерство охраны окружающей среды Казахстана разработало и ввело в действие правила оценки экономического ущерба от загрязнения окружающей среды, где определен метод оценки ущерба от нефти, пролитой в морскую акваторию. Суровость этих правил в конце прошлого года уже успел ощутить на себе Тенгиз-Шевройл. Руководствуясь в том числе и этими правилами, казахское правительство наложило на компанию 609-миллионный (в долларах) штраф за нарушения экологического законодательства.
В Азербайджане подготовлен и реализуется комплексный план по улучшению состояния окружающей среды, согласно которому, поставлена задача полностью очистить прибрежную зону, а в перспективе и весь азербайджанский сектор Каспия от разного рода загрязнений. Существуют и ведомственные планы соответствующего характера. Например, Госнефтекомпания разработала собственную экологическую программу на 2006-2010 годы, направленную, главным образом, на очистку от нефтяных загрязнений 2700 га территории Апшеронского полуострова. На реализацию этой программы будет направлено 630 млн. долл.
В самой России экологическими проблемами Каспия занимаются не первый год целый ряд специализированных институтов и ведомств. Среди них особое место занимает уникальный в своем роде Каспийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства (КаспНИИРХ), который тщательно отслеживает ситуацию с биоресурсами на Каспии и ведет работу по сохранению уникальной каспийской морской фауны.
Работа по сохранению биоразнообразия Каспийского моря идет и на региональном уровне в Дагестане, Калмыкии, Астраханской области России - местными ведомствами Минприроды. В частности, разработана и действует программа по борьбе с браконьерством и незаконным ловом осетровых.
Схожие программы имеются у Туркменистана и Ирана.
Однако с увеличением числа программ список экологических проблем Каспийского моря не сокращается. Многие наблюдатели сходятся на том, что такая ситуация является прямым следствием того, что не решена главная проблема - статуса Каспия. С нахождением ключа именно к этой проблеме наметится перелом в решении целого ряда других проблем региона, в том числе и экологической.
А пока политики спорят, экологическая ситуация на Каспии лучше не становится. Элементарная логика подсказывает, что медлить с принятием действительно комплексных мер по защите экологии озера-моря уже нельзя.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции