ВАШИНГТОН, 14 фев - РИА Новости, Алексей Березин. Шаттл "Атлантис" может совершить посадку без проведения ремонтных работ на теплозащитном слое, сообщила РИА Новости представитель космического Центра НАСА имени Джонсона в Хьюстоне (штат Техас) Микель Нэвелл.
"Руководство полетом после внимательного изучения всех снимков поверхности шаттла не обнаружило серьезных повреждений, которые могли бы помешать посадке", - сказала Нэвелл.
По ее словам, в настоящее время посадка запланирована на 20 февраля, поскольку миссия шаттла "Атлантис" была продлена до 13 дней "по запросу руководства полетом МКС".
Как сообщила ранее РИА Новости представитель космического Центра НАСА имени Джонсона Брэнди Дин, 10 февраля экипажи шаттла "Атлантис" и МКС провели дополнительное обследование поврежденного участка на правой стороне космического челнока.
Участок с возможным повреждением на теплозащитном слое - квадрат со стороной размером в 3,75 сантиметра - был выявлен в субботу во время фотосъемки термозащитного слоя шаттла экипажем МКС примерно за час до стыковки.
По словам другого представителя Центра НАСА имени Джонсона Роберта Лазаро, пока сложно сказать, что именно вызвало повреждения. Возможно, это был небольшой кусок теплозащитной пены, который оторвался от внешнего топливного бака во время старта, что является обычной практикой.
Термозащитный слой "Атлантиса" проверяли трижды: после выхода на орбиту, перед стыковкой шаттла с МКС и еще раз - в воскресенье. На первую проверку ушло порядка пяти часов, и тогда астронавты не обнаружили ничего подозрительного.
В соответствии с предварительной информацией, полученной во время старта шаттла, было установлено, что от внешнего топливного бака отделилось незначительное количество кусков пены, и это не причинило вреда термозащитному слою космического челнока.
Третий кусок отвалился на 440-й секунде полета и, по всей видимости, задел нижнюю часть шаттла. В это время "Атлантис" уже находился вне земной атмосферы, и обломок не смог набрать достаточно кинетической энергии для того, чтобы причинить серьезный вред.
На фотографирование шаттла примерно за час до стыковки в субботу у экипажа МКС было всего 90 секунд, за которые было сделано три сотни фотографий. Командир МКС Пегги Уитсон использовала при съемке объектив с фокусным расстоянием 400 миллиметров, а бортинженер Юрий Маленченко - 800 миллиметров, что позволило получить снимки теплозащитного слоя шаттла высокого разрешения. Именно благодаря им и было установлено, что на верхней части шаттла у правого двигателя имеется некоторое повреждение теплозащитного слоя.
Руководство НАСА стало уделять серьезное внимание даже незначительным повреждениям теплозащитного слоя шаттлов после гибели в 2003 году шаттла "Колумбия" с семью членами экипажа на борту. Тогда, руководство просто не посчитало проблему серьезной, и шаттл буквально развалился над штатом Техас после прохождения через плотные слои атмосферы при посадке. Причиной гибели "Колумбии" стал кусок изоляционной пены, отделившийся от внешнего топливного бака во время старта и повредивший крыло.
Шаттл "Атлантис" уже получал повреждения во время старта и удачно возвращался домой. Так, в июне прошлого года астронавту Джону Оливасу даже пришлось выйти в открытый космос, чтобы "залатать" поврежденный теплозащитный слой, что до него никогда не делалось.