85 лет назад (1923) Совет Труда и Обороны принял постановление об организации Совета по гражданской авиации. День рождения гражданской авиации
Гражданская авиация в России начала свое развитие с 1923 года: 9 февраля было принято постановление Совета Труда и Обороны РСФСР «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации». Было создано Всероссийское общество добровольного воздушного флота «Добролет» и открыта первая воздушная линия Москва - Нижний Новгород. Известное влияние на развитие гражданского воздушного флота в СССР в середине 1930-х годов оказала постройка 24-местного самолета Ли-2. Значительное развитие отечественной гражданской авиации началось в конце Великой Отечественной войны, когда был создан двухмоторный самолет Ил-12, а затем его модификация Ил-14, которые с 1947 года вышли на линии «Аэрофлота» и вместе с Ли-2 стали основными гражданскими самолетами в СССР. Уже в 1940 году общая сеть внутренних воздушных линий в СССР составляла 144 тысячи километров, было перевезено 400 тысяч человек. Развитие воздушного транспорта в стране ускорилось со второй половины 1950-х годов благодаря использованию многоместных реактивных самолетов Ту-104, Ту-114, Ил-18, Ан-10. Ту-104, перевозящий до 100 пассажиров со скоростью 800-900 км/час, с 1956 года стал основным самолетом на магистральных линиях «Аэрофлота». С созданием реактивных самолетов Ту-124 и Ан-24 (2-я половина 1960-х годов) началась замена поршневых машин (Ил-12, Ил-14, Ан-2). В 1965 году был построен самый большой в мире транспортный самолет Ан-22 (Антей). В 1968 году совершил свой первый полет самолет Ту-154. В 1969-1970 годах Аэрофлот пополнился новыми самолетами Ил-62, Ту-134, Ту-154 для эксплуатации на внутренних и международных авиалиниях. С 1970-х годов входят в эксплуатацию пассажирские самолеты типа Ту-144, имеющие сверхзвуковую скорость до 2500 км/час при наличии на борту 120 и более кресел. В управление движением самолетов, в коммерческую и техническую деятельность предприятий, агентств, аэропортов Аэрофлота широко внедряются автоматика и счетно-решающая техника. В 1964 году для объединения всего воздушного транспорта было создано Министерство гражданской авиации (впоследствии Департамент воздушного транспорта), с 1996 года - Федеральная авиационная служба (ФАС) России, с 1999 года - Федеральная служба воздушного транспорта России. В мае 2000 года функции Федеральной службы воздушного транспорта переданы Министерству транспорта РФ, в марте 2004 года - Федеральному агентству воздушного транспорта. После распада СССР в 1991 году «Аэрофлот» перестал существовать как единая отрасль. Стали формироваться «собственные авиации» в бывших союзных республиках и в регионах России. На базе территориальных управлений возникли концерны, корпорации, ассоциации, авиакомпании. Гражданская авиация России выполняет свыше 30 процентов всех междугородних перевозок на дальние расстояния, а в ряде регионов (Крайний Север, Сибирь, часть Дальнего Востока) более 60 процентов. Авиация специального применения осуществляет около 100 различных видов работ в сельском хозяйстве, строительстве, нефтедобывающей промышленности, геологии, ликвидации пожаров и чрезвычайных ситуаций. В настоящее время в гражданской авиации России насчитывается свыше 200 авиакомпаний.
225 лет назад (1783) родился Василий Андреевич Жуковский, поэт, переводчик, критик, один из основоположников русского романтизма
Василий Жуковский родился 9 февраля 1783 года в селе Мишенском Тульской губернии. Незаконнорожденный сын помещика Афанасия Бунина и пленной турчанки Сальхи. Фамилию свою ребенок получил от жившего в имении бедного дворянина Андрея Жуковского, который по просьбе Бунина стал крестным отцом ребенка и затем его усыновил. При усыновлении дворянство не передавалось, кроме того, по завещанию от отца сыну не досталось ничего. Для получения дворянства Василий был фиктивно зачислен на службу в Астраханский гусарский полк, получил звание прапорщика. В 1789 году шестилетний Жуковский был внесен в дворянскую родословную книгу Тульской губернии и получил грамоту на дворянское достоинство, которая позволила ему впоследствии получить образование в частном пансионе, затем в Тульском народном училище В 1797 году 14-летний Жуковский поступил в московский благородный университетский пансион, где учился четыре года. В печати Жуковский дебютировал «Мыслями при гробнице» (1797), написанными под впечатлением известия о смерти В.А.Юшковой. В 1802 году Жуковский, увлекшись сентиментализмом, познакомился с Карамзиным. В «Вестнике Европы» было напечатано его «Сельское кладбище» - вольный перевод элегии английского сентименталиста Грея. Стихотворение обратило на себя всеобщее внимание. В следующем году появилась повесть «Вадим Новгородский», написанная в подражание историческим повестям Карамзина. С 1805 по 1812 год Жуковский работал в «Вестнике Европы». В 1808 году появилась его баллада «Людмила» по мотивам «Леноры» Бюргера (баллада - стихотворная лирическая новелла с драматическим сюжетом и нередко с присутствием сверхъестественного, фантастического элемента). Следующая баллада Жуковского - «Светлана», уже не перевод, а оригинальное произведение. С этими балладами в русскую литературу входило новое, совершенно особое направление - романтизм. Будучи в ополчении, в 1812 году в лагере под Тарутином он написал стихотворение «Певец во стане русских воинов», сразу принесшее ему большую известность. В тысячах списков оно разошлось в армии и в России. В 1815 году Жуковский стал одним из главных участников литературного общества «Арзамас», в шуточной форме ведшего борьбу с консерватизмом классической поэзии. В 1816 году поэт становится чтецом при вдовствующей императрице Марии Федоровне, в 1817 году - учителем русского языка принцессы Шарлотты - будущей императрицы Александры Федоровны, а в 1826 году занимает должность воспитателя наследника престола, будущего императора Александра II. В 1837 году Жуковский объездил с наследником цесаревичем Россию и часть Сибири, в 1838-1839 годах путешествовал с ним по Западной Европе. В 1841 году, в связи с совершеннолетием наследника, Жуковский ушел в отставку. В том же году в Дюссельдорфе состоялось бракосочетание 58-летнего поэта с 18-летней Елизаветой Рейтерн, дочерью его давнего приятеля. Последние 12 лет жизни провел в Германии, сначала в Дюссельдорфе, позднее во Франкфурте-на-Майне. Василий Андреевич пишет сказки для своих детей, стихи, публицистические статьи о событиях в Европе, литературно-критические статьи, много переводит. Работает над теорией «повествовательной поэзии». Произведения поэта печатались в русских журналах «Современник» и «Москвитянин». В1845-1850 годы Жуковский успешно переводит со славянского весь текст «Нового Завета». В начале 1842 года Жуковский приступает к переводу «Одиссеи». В печати первый ее том вышел в 1848, второй - в 1849 году. Умер Василий Жуковский 24 апреля 1852 года в Баден-Бадене. Тело было перевезено в Россию и погребено в Петербурге на кладбище Александро-Невской лавры.
129 лет назад (1879) умер Александр Иванович Барятинский, князь, генерал-фельдмаршал, главнокомандующий Кавказской армией и кавказский наместник
Князь Александр Иванович Барятинский принадлежал к старинному и знаменитому роду, был Рюриковичем в двадцатом колене. Родился 14 мая 1815 года. Его отец, владея богатым имением Ивановским Курской губернии, увлекался сельским хозяйством и не хотел делать из сына ни военного, ни придворного. После переезда в 1831 году в Петербург у юноши созрело желание поступить на военную службу. Выдержав борьбу с родными, он определился в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров с зачислением в Кавалергардский полк. Кавалергард Барятинский прославился в Петербурге кутежами и романтическими приключениями. Это вызвало неудовольствие императора Николая Павловича, и Барятинский, чтобы поправить свою пошатнувшуюся репутацию, заявил о своем горячем желании ехать на Кавказ, чтобы принять участие в военных действиях против горцев. Так началась его военная карьера, продолжавшаяся более тридцати лет. В 1835 году Барятинский принял участие в бою в верховьях реки Абин и был тяжело ранен. По возвращении в том же году в Петербург на лечение был награжден золотой саблей с надписью «За храбрость» и был назначен состоять при наследнике цесаревиче (впоследствии императоре Александре II). Шли годы, однако Александра Ивановича неодолимо манил к себе Кавказ: он отправился туда в 1845 году командующим 3-м батальоном Кабардинского егерского полка, с которым принял участие в экспедиции в Дарго (Ичкерия). Главным достижением операции было занятие Андийских высот. Это сразу поставило имя Барятинского в один ряд с выдающимися кавказскими героями. Отличился он также в июне 1845 года при разгроме войск Шамиля близ сел Гогатль и Анди. Раненный пулей в голень правой ноги, он остался в строю. После этого сражения Барятинский получил орден св. Георгия 4-й степени. В феврале 1847 года Барятинский стал командиром Кабардинского егерского полка и затем принимал постоянное участие в военных действиях в Чечне, особенно отличившись в бою при Гергебиле, за что был пожалован в чин генерал-майора.В октябре 1850 года Барятинский назначен командиром Кавказской резервной гренадерской бригады. Зимой следующего года разбил наголову атаковавшие его превосходящие силы чеченцев. В 1851 году стал командующим 20-й пехотной дивизией и исполняющим обязанности начальника левого фланга Кавказской линии. Энергичные и вместе с тем планомерные действия, которые он предпринимал в Чечне, главной арене деятельности Шамиля, постепенное, но неуклонное движение вперед с твердым упрочением русской власти на раз занятых пространствах - все это представляло новую эру в Кавказской войне. Наступательное движение князя Барятинского всегда отличалось самой незначительной потерей людей при стычках с неприятелем. Наряду с военными князь Барятинский обнаруживал замечательные административные способности. При нем в Чечне устраивались многочисленные новые аулы. Чеченцы, лишенные пропитания и истомленные войной, массами бросали знамя Шамиля и изъявляли покорность русской власти. В июле 1853 года Барятинский был назначен начальником главного штаба войск на Кавказе, с 1856 года стал главнокомандующим Отдельным кавказским корпусом (впоследствии наименованным Кавказской армией) и исправляющим должность кавказского наместника. Вступив в управление краем, Барятинский пристально следил за общим ходом дел на Кавказе, изучал страну, ее обычаи и нравы. Он был педантически требователен и беспощадно строг к соблюдению дисциплины; о его личности ходили легенды. Через три года весь восточный Кавказ был покорен, а неуловимый Шамиль пленен. Именно Барятинский, желая избежать бессмысленного кровопролития, убедил имама сдаться, пообещав ему и его семье полную безопасность. О победе русских войск князь объявил следующим кратким приказом: «Гуниб взят. Шамиль в плену. Поздравляю Кавказскую армию». За эти заслуги князь Барятинский был награжден орденом св. Георгия 2-й степени и св. Андрея Первозванного с мечами, произведен в генерал-фельдмаршалы и назначен шефом Кабардинского пехотного полка. Беспрерывная боевая деятельность и труды по управлению краем расстроили здоровье князя: последнюю экспедицию в Дагестан он совершил уже с большим трудом. В декабре 1862 года он был уволен, согласно прошению, от занимаемых им должностей, но при этом оставлен членом Государственного совета. Последние дни своей жизни Барятинский провел за границей и умер 9 февраля 1879 года в Женеве. Тело князя было перевезено в Россию.
111 лет назад (1897) проведена первая полная перепись населения Российской империи
В России учет населения ведет свое начало еще со времен татаро-монгольского нашествия. Учет в то время был хозяйственным: учитывались для обложения данью дома или «дымы». Позднее, в XIV-XVI веках, результаты учетов записывались в так называемых «писцовых книгах». В XVII веке единицей налогообложения становится хозяйство («двор»), а учеты населения именуются подворными переписями. В 1718 году Петр Великий издал указ, которым предписывалось «взять сказки у всех (дать на год сроку), чтобы правдивые принесли сколько у кого в которой деревне душ мужеского пола». Составленные подобным образом списки («сказки») были собраны лишь через три года, а затем в течение следующих трех лет были подвергнуты проверке - «ревизии». С тех пор учеты населения в России стали называться «ревизиями». Такие ревизии проводились на протяжении почти полутора веков, вплоть до отмены крепостного права. Всего в России прошло десять ревизий, последняя - в 1857-1860 годах. Эти ревизии длились по несколько лет и были очень неточными, поскольку учитывали не фактическое число жителей, а только «приписных» из податных сословий, т.е. людей, числящихся в списках для уплаты подати (налога). Помещики не торопились подать очередную ревизскую «сказку», поэтому многие умершие числились живыми. После отмены крепостного права начали проводиться переписи населения в отдельных городах и даже целых губерниях, однако многие их них представляли собой казенные полицейские «народосчисления», при которых у домохозяев просто собирали сведения о числе даже не проживающих, а прописанных в их домах жителей. Таких местных переписей было проведено не менее 200, но материалы многих из них не были опубликованы, и о некоторых неизвестно ничего, кроме года переписи. Первая и единственная всеобщая перепись населения Российской империи была проведена в феврале 1897 года. Инициатором ее стал выдающийся русский ученый П.П.Семенов - Тян-Шанский. Эта перепись представляет собой единственный источник достоверных данных о численности и составе населения России в конце XIX века. По данным Центрального статистического комитета, население России в 1897 году составило 124,6 миллиона человек, из них 13 процентов городского населения.
162 года назад (1846) родился Вильгельм Майбах, немецкий конструктор, изобретатель (вместе с Г.Даймлером) первого мотоцикла, первого автомобиля «Мерседес»; основал собственную фирму, выпускавшую двигатели для дирижаблей «Цеппелин»
Вильгельм Майбах родился 9 февраля 1846 года в Хайльбронне, городке на реке Неккар, земля Баден-Вюртемберг. Рано осиротев, Майбах начал работать с 1872 года у изобретателя Николауса Отто, где познакомился с Готлибом Даймлером. В 1882 году Даймлер и Майбах расстались с Отто, и Майбах стал работать во вновь образованной компании «Дойц» Даймлера по договору, взяв на себя всю техническую часть. В августе 1883 года был готов первый стационарный двигатель конструкции Майбаха - он весил 40 килограммов и работал, как тогда было принято, на светильном газе. Вскоре Майбах приступил к разработке распылительного карбюратора, позволяющего перейти на жидкое топливо - бензин, продающийся в аптеках как средство для чистки. В 1889 году автомобиль с мотором Майбаха был показан на Парижской выставке. В 1893 году Майбах получил патент на первый карбюратор с жиклером типа шприца, в следующем - патент на конструкцию гидравлических тормозов, а еще через год появился его двухцилиндровый рядный двигатель «Феникс» (сначала 2,5 лошадиных силы, затем 5 лошадиных сил, и, наконец, четырехцилиндровый в 23 лошадиных силы). В 1902 году Майбах совершенствует свое детище - появляется модель «Симплекс» с множеством улучшений. В 1901 году в Унтертюркхейме родился первый «Мерседес» - этот автомобиль конструкции Вильгельма Майбаха из компании «Даймлер» развивал мощность 35 лошадиных сил. Конструкция имела раму из штампованного стального листа, механический привод клапанов, два пульверизационных карбюратора, каждый из которых работал на пару цилиндров, четырехступенчатую коробку передач с кулисным переключением, колодочный тормоз и сотовый радиатор. Первый «Мерседес» одержал уверенную победу во время знаменитой автонедели в Ницце. В 1907 году Вильгельм Майбах покинул фирму «Даймлер», так как его увлекла идея создания двигателей для знаменитых в ту пору дирижаблей «Цеппелин» (2 июля 1900 года первый «Цеппелин» с двумя моторами «Майбах» по 16 лошадиных сил совершил первый полет над Бадензее). В 1909 году вместе с сыном Карлом Майбах создал в Фридрихсхафене собственную моторостроительную компанию. В 1920 году Карл Майбах установил на «даймлеровское» шасси шестицилиндровый мотор мощностью 70 лошадиных сил - это был «Майбах W-2». В 1922-1939 годах выпускались роскошные автомобили «Майбах» с мягко и бесшумно работающими двигателями, по классу соответствовавшие «Роллс-Ройсу». В 1929 году (год смерти Майбаха) дирижабль «Граф Цеппелин», пилотируемый Хуго Эккенером, за 448 часов облетел вокруг света. В годы второй мировой компания выпускала исключительно двигатели для танков, бронетранспортеров и тягачей. Танки «Тигр» оснащались карбюраторным мотором «Майбах» мощностью 700 лошадиных сил. После войны Карл Майбах работал в плену у французов над авиамоторами. В 1950-е он снова руководил своим предприятием, производившим различные стационарные, судовые и железнодорожные двигатели. В шестидесятых годах ХХ века предприятие Майбаха перешло в собственность компании Даймлер-Бенц.
60 лет назад (1948) в Токио основан Всемирный центр айкидо Айкикай
Многие элементы айкидо существовали и прежде. Но, рассеянные по различным школам боевых искусств, они не были связаны общим принципом, единой системой. Созданная Уэсибой Морихэем система, вобрав в себя лучшее из традиционного боевого искусства, стала мощным оружием самозащиты. По характеру выполнения приемы в айкидо делятся на броски и удержания с болевыми захватами. Эффективность удержаний и их применение при действиях против вооруженного противника позволили использовать айкидо в качестве одной из дисциплин для подготовки специальных подразделений и полиции во многих странах мира. В айкидо существует жесткая иерархическая структура, система школ - Рю-ха, где главную позицию в обучении занимает Сихан (наставник). Профессиональный инструктор, получивший это звание, является носителем традиций вида боевого искусства или конкретного стиля. Во Всемирном центре айкидо (Айкикай Хомбу Додзё) занятия ведут лучшие специалисты айкидо Японии. Методика подготовки специалистов по айкидо в Японии осталась традиционной для национальных боевых искусств. После получения высшего образования молодой человек, занимавшийся айкидо (имеющий уровень мастерства не ниже 2-го дана и решивший связать свою судьбу с айкидо), подписывает контракт на свое обучение и становится стажером Всемирного центра айкидо. В течение пяти лет он проходит обучение у лучших специалистов по айкидо Японии. По прошествии половины срока стажировки под наблюдением наставника стажер начинает педагогическую деятельность в качестве ассистента. По окончании срока обучения молодой инструктор отправляется в свою префектуру и начинает трудовую деятельность в одном из клубов айкидо под наблюдением наставника или руководителя этого клуба. Процесс обучения продолжается до присвоения звания Сихана (получения мастерской степени не ниже 6-го дана). Международная федерация (МФА) айкидо была основана в 1975 году по инициативе нескольких европейских организаций айкидо и под патронажем фонда Айкикай. В 1984 году МФА стала членом Всемирной ассоциации международных спортивных федераций (ВАМСФ). В настоящее время произошло разделение сфер деятельности: Международная и национальные федерации айкидо занимаются территориальными проблемами развития этого вида спорта с учетом национальных особенностей и законодательства в области физической культуры и спорта и связями с соответствующими национальными и международными организациями, а Всемирный центр айкидо и сиханы, представляющие его в странах, - разработкой генеральной линии развития айкидо как боевого искусства и проведением аттестаций в едином международном стандарте, принятом Всемирным центром. По такому же принципу идет процесс развития айкидо и у нас в стране. В 1993 году при непосредственном участии Всемирного центра айкидо было создано объединение - Айкикай России, в которое были включены семь независимых организаций, официально зарегистрированных Всемирным центром и имеющих прикрепленных наставников (сиханов). В 1995 году клубы, входящие в Айкикай России, стали инициаторами создания Федерации айкидо России, которая объединяет 130 клубов айкидо более чем из 100 городов страны по территориальному принципу, независимо от принадлежности к какому-нибудь отделению. Создание Федерации получило поддержку Олимпийского комитета России, и йкидо было официально включено в государственную программу физического воспитания.