Рейтинг@Mail.ru
Санжей-лама: год земляной мыши требует терпения - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Вид на пролив Малое море озера Байкал на закате со смотровой площадки у памятника бродяге по трассе Иркутск - МРС (Маломорская рыбная станция)
Религия

Санжей-лама: год земляной мыши требует терпения

Читать ria.ru в
Дзен
"Год огненной свиньи сменяется годом земляной мыши. Это символ утверждения позиций, поскольку из земли все произрастает, на ней все строится", - сказал Санжей-лама.

МОСКВА, 7 фев - РИА Новости, Ольга Липич. Год земляной мыши потребует от россиян терпения и усидчивости, будет способствовать утверждению планов, укреплению семьи и позиций на работе, сообщил в интервью РИА Новости представитель Буддийской традиционной сангхи России в Москве Санжей-лама.

По лунному календарю, которого придерживаются буддисты, Новый год (Сагаалган) наступает утром 7 февраля.

"Год огненной свиньи сменяется годом земляной мыши. Это символ утверждения позиций, поскольку из земли все произрастает, на ней все строится", - сказал Санжей-лама.

По его словам, это также год решения хозяйственных, бытовых вопросов и планирования семейного бюджета, поскольку "мышь занимается накопительством".

Помимо "укрепления социального и материального положения", лама считает новый год благоприятным для "утверждения позиций в обществе".

"Но для этого потребуются усидчивость и терпение. И чтобы не было резких перемен", - подчеркнул буддийский духовный лидер.

На государственном уровне, по его прогнозам, нужно стремиться к стабильности.

"Это первый год нового 12-летнего цикла, поэтому должно быть утверждение планов", - пояснил Санжей-лама.

При этом возможны поступательные, мягкие реформы, добавил он.

Собеседник агентства напомнил, что минувший год был годом огненной стихии (огненной свиньи), поэтому следовало ожидать существенных перемен, в том числе в религиозной сфере. "Что и произошло - воссоединение Русской зарубежной церкви с Московским патриархатом", - отметил лама.

Традиционно буддийское духовенство отмечает Сагаалган в дацанах (монастырях), куда в дни праздника стремятся попасть и верующие миряне, чтобы в молитвах о благополучии встретить Новый год.

Духовным центром российских буддистов с 1946 года считается Иволгинский дацан, расположенный в 30-ти километрах от столицы Бурятии Улан-Удэ. Здесь находится резиденция Хамбо-ламы - главы Буддийской сангхи.

Новогодние хуралы (богослужения и молебны) начинаются 27 числа последнего месяца уходящего года (по лунному календарю) и длятся 20 дней. Из них шесть первых дней занимает основное новогоднее богослужение - Сагаалганай хурал.

Сагаалган наступает с рассветом 1-го числа Белого месяца, которое в этом году выпадает на 7 февраля. Рассвет буддисты традиционно определяют "по линиям на ладони": когда все они становятся различимы - значит, рассвело.

На практике Новый год встречают около 06.00. Примерно в 5.30 в резиденции Хамбо-ламы - главы Буддийской сангхи - раздаются призывные звуки особого музыкального инструмента - морской раковины Дунгар. Торжественная процессия приглашает Хамбо-ламу на кульминацию праздника. Он восходит на трон - и начинается самое главное новогоднее богослужение.

В это утро буддисты собираются в храмах, дацанах и молятся о благополучии, добром урожае, о мире и спокойствии в новом году. Кроме того, верующие заказывают молебны на весь будущий год.

По завершении первого в Новом году богослужения Хамбо-лама зачитывает свое новогоднее послание и благословляет верующих. Собравшиеся в храмах буддисты приветствуют друг друга белыми шарфами (хадаг) из щелка или ситца. "Это символ чистых помыслов и светлых пожеланий", - пояснил Санжей-лама.

По его словам, в столице, где нет дацанов и крупных будийских храмов, ритуалы, распространенные в Бурятии, Калмыкии и других буддийских регионах, не проводятся. Верующие встречают Новый год в небольших молельных залах или дома.

"На следующий день принято ходить в гости. Как правило, младшие идут к старшим и приветствуют их подарками", - сообщил собеседник агентства.

Самыми распространенными новогодними дарами у российских буддистов, помимо традиционных белых шарфов, являются изображения Будды и различные сувениры.

На новогоднем столе, по словам ламы, обязательно должна быть "белая пища". Однако кроме "белых" (молочных) продуктов, российские буддисты едят фрукты, овощи и мясо (преимущественно баранину или говядину). Что касается спиртных напитков, то лама призвал не употреблять их в Новый год. "Помыслы в этот день должны быть чистые", - пояснил он.

Застольем и подарками Сагаалган не кончается. Праздничные новогодние хуралы, визиты к родным и друзьям продолжаются по 17-е число Белого месяца.

Время наступления каждого Сагаалгана вычисляется буддийскими астрологами. А свои ожидания от Нового года буддисты связывают с его названием, которое также определяется по звездам. 12-летние циклы (как и большие 60-летние циклы) в летосчислении буддистов связаны с тантрой (учением) Калачакры ("Колеса времени"). Это учение стало основой календарной системы Тибета в 1027 году.

Считается, что буддизм как религиозно-философское учение сформировался в Индии более 2,5 тысячи лет назад. В настоящее время в мире насчитывается около полумиллиарда его последователей.

По данным Буддийской традиционной сангхи России, буддизм начал проникать на территорию нашей страны из Тибета и Монголии через тувинцев еще в 11 веке. На рубеже 16-17 веков в России закрепилось учение тибетской школы Гелугпа ("Обитель блага" или "Традиция добродетелей"). Основатель этого течения - реформатор тибетского ламаизма Цзонхава (1357-1419).

Гелугпа относится к буддизму Махаяны ("Большой колесницы"), основным принципом которого является деятельность во благо всех живых существ.

Первый буддийский монастырь на территории России - Цонгольский дацан в Бурятии - появился в 1730-х годах. Официальный статус государственной религии России буддизм получил в 1741 году по указу императрицы Елизаветы Петровны. А в 1763 году был введен институт духовного главы российских буддистов - Пандито Хамбо-ламы. С этого момента сангха России стала автокефальной (независимой).

К концу 1930-х годов в Бурятии действовали 47 дацанов, в которых жили более 10 тысяч лам и послушников, в Калмыки было 28 хурулов (монастырей), в Туве - почти 20.

В 1938 году все буддийские монастыри и школы были закрыты, большинство лам и монахов оказались в лагерях, тысячи священнослужителей были расстреляны. Только в 1946 году было получено разрешение на открытие Иволгинского и Агинского дацанов.

В настоящее время в Бурятии насчитываются 26 дацанов, много буддийских общин в Калмыкии, Туве, на Алтае, в Усть-Ордынском автономном округе, Читинской области, есть общины в Москве, Санкт-Петербурге, Иркутске, Омске и других больших городах. Крупнейшим буддийским центром на территории европейской части России является дацан Гунзэчщиней в Санкт-Петербурге, построенный еще в начале 20 века.

Государственные лицензии имеют два религиозных вуза традиционной сангхи России - Агинский буддийский институт и Буддийский институт "Даши-Чойнхорлин".

Всего же в России проживает, по разным данным, от 400 тысяч до одного миллиона буддистов.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала