Лариса Саенко
ХАНОЙ, 6 фев - РИА Новости. Улицы Ханоя с борта самолета напоминают муравьиные дорожки - трассы сплошь заполнены деловито снующими черными силуэтами мотоциклов среди редких автомобилей. А приземлившись, еще яснее понимаешь, что находишься в мировой столице байкеров.
Их потоки несутся по улицам, а то и тротуарам города, поражающего обилием новостроек, вздымая сизый дым выбросов, от которых местное население спасается тряпичными масками разных расцветок. Девушки-байкеры в этом стремительном скопище выделяются более игривыми "намордничками", да выглядывающими из-под джинсов каблуками на педалях.
Мотоцикл, вытеснив велосипед, стал символом динамичного развития Вьетнама - страны, в которой почти семьдесят процентов 87-миллионного населения составляют граждане в возрасте до 30 лет. Последние годы экономика страны росла на 7-8%, и правительство оптимистично полагает, что сможет добавить в новом году еще девять процентов.
Власти Ханоя уверенны, что уже в этом году искоренят бедность в столице. Бедными здесь считаются люди, живущие на менее, чем один доллар в день. Но нищета уже не бросается в глаза.
"Ханой - город мотоциклов. Если в семье шесть взрослых человек - значит, в ней будет шесть мотоциклов. Теперь это не роскошь", - рассказывает Нгок, безработная русская переводчица.
Самая популярная в Ханое модель "двухколесного друга" китайского производства стоит около 400 долларов. Ежегодно вьетнамцы приобретают два миллиона мотоциклов. И это не удивительно - за последние шесть лет валовой внутренний продукт на душу населения удвоился до 835 долларов в 2007 году, а число бедных семей в стране стало вдвое меньшим - 14,7%.
СНАЧАЛА КОЛЕСА-ПОТОМ ЗАКОНЫ
Двухколесный бум упал во Вьетнаме на неподготовленную почву. Шлемы, например, байкеры по запоздалому предписанию властей надели всего-то несколько месяцев, до этого закон шлемов не требовал. А сейчас их еще и хотят заставить ездить по правилам. В парламенте в этом году прошли бурные дебаты о том, как навести порядок на дорогах.
Даже "самую лучшую улицу страны", как гласит установленный на этой улице специальный знак, иностранцу перейти без стресса не удастся. Здесь есть пешеходные "зебры", но стоять на них можно часами - потоки мотоциклистов даже не замедляют движение на переходах. Поэтому пешеход начинает рассекать нескончаемый поток байкеров на свой страх и риск, зажмурившись и уповая на то, что достигнет противоположной стороны живым и целым.
Вьетнамцы-водители хаотичность дорожного движения воспринимают как данность, не меняясь в лице, не раздражаясь, не жестикулируя, когда другие их подрезают, внезапно сворачивают перед их носом, резко останавливаются или просто едут поперек. Но если ты оказался на дороге не на двух колесах, а на «своих двоих» - с тобой не считаются.
Учебные пособия для вьетнамцев, изучающих английский, пытаются привить хорошие манеры на дорогах, объясняя, что пешеходов надо пропускать. Иностранные «доноры» финансируют просветительские проекты правил дорожного движения.
Местные власти поставили себе задачу - вогнать байкеров в рамки законопослушного дорожного движения к 2010 году - тысячелетнему юбилею Ханоя.
"Чтобы достигнуть этой цели, мы намерены представить жесткие меры, включая временный арест и даже конфискацию транспортных средств за неподчинение правилам дорожного движения", - заявил в парламенте руководитель дорожного департамента полиции Ханоя До Ким Туен.
При этом экологический аспект "мотобума" пока остается без внимания - в столице байкеров прямо на тротуарах выстраиваются длинные ряды мотоциклов, и тут же, на пешеходной части, оказывают все виды мотоциклетного сервиса, включая мойку железного коня.
Голубая мечта современного молодого человека из Ханоя - отдельная от родителей комната, символ зажиточности - мобильник, работа в банке с зарплатой в 300 долларов в месяц и мотоцикл.
"Автомобиль - нет, это уже запредел, это для наших лидеров, - рассуждает безработная Нгок. - Байк - вот это круто".
Партийные и правительственные боссы социалистического Вьетнама, ставшего на путь либерализации экономики, тем временем пересаживаются из чиновничьих кресел в кресла руководителей новых частных компаний, и, соответственно, из престижных автомобилей - в роскошные.