Национальный праздник Новой Зеландии - День Вайтанги
Новая Зеландия была открыта и заселена более тысячи лет назад народностью маори, которые пересекали море из Полинезии в южную часть Тихого океана. Первыми европейцами, посетившими Новую Зеландию, стали голландец Абель Тасман в 1642 году и английский первооткрыватель Джеймс Кук, который в 1769 году нанес на карту береговую линию Новой Зеландии. 6 февраля 1840 года вожди племени маори в селении на реке Вайтанга подписали с Великобританией договор Вайтанги, по которому маорийские вожди уступали английской королеве «все права и полномочия суверенитета». Новая Зеландия стала английской колонией в обмен на целый ряд гарантий, касающихся владения маори землей, лесами, рыбными промыслами и сокровищами (предметами, имеющими духовную и культурную ценность для маори). С 1840 по 1907 год страна была британской колонией. С 1907 года формально считается самоуправляющимся доминионом Великобритании. В 1931 году получила право на самостоятельность во внешних и внутренних делах. Сейчас Новая Зеландия является независимой парламентской демократической страной внутри британского содружества. Формальной главой государства является королева Великобритании. Интересы Британии в Новой Зеландии представляет генерал-губернатор. На государственном флаге Новой Зеландии изображены четыре главные звезды созвездия Южного Креста - красные на темно-синем поле с изображением флага Великобритании в верхнем левом углу. Национальная эмблема Новой Зеландии - щит, увенчанный короной, с расположенными по бокам маорийским вождем и европейской женщиной. Как национальный символ и как прозвище новозеландцев широко используется киви - местная нелетающая птица. Национальный гимн - «Боже, храни Новую Зеландию». Национальный день - годовщина подписания договора Вайтанги. Общепринятым языком делового и повседневного общения является английский. Маори - второй официальный язык Новой Зеландии. Он признан парламентом и судами.
215 лет назад (1793) умер Карло Гольдони, итальянский драматург
Карло Гальдони - крупнейший итальянский драматург Просвещения, реформатор комедийного театра. Родился 25 февраля 1707 года в Венеции в семье врача. Образование получил в иезуитской коллегии в Перудже, затем в доминиканской коллегии в Римини. Он сменил много разных профессий: учился медицине, был писцом у прокурора, изучал римское право, работал помощником коадъютора по уголовным делам, был адвокатом и много ездил по Италии. Это позволило ему хорошо изучить страну и ее народ. С детства Гольдони увлекался театром, первую комедию сочинил в 11 лет. Одна из первых написанных им трагедий - «Велизарий» - имела определенный успех. Вскоре Гольдони понял, что большую склонность он испытывает к комедии, и первую свою комедию он создал в 1738 году. В 1746 году Гольдони принял предложение венецианского театра Сан-Анжело и стал писать пьесы для него, с 1748 года работал также для театра Святого Луки. Драматург был убежден, что итальянская сцена нуждается в изменениях. Сущность реформы Гольдони состояла в замене импровизированной комедии дель арте, или комедии масок (Арлекин, Коломбина, Панталоне) драматургией с устойчивым текстом, реальными человеческими характерами и остроумной критикой пороков (в своих произведениях взял за образец комедии Мольера). При этом Гольдони удалось сохранить лучшие достижения комедии дель арте - жизнерадостность, динамизм в развитии сюжета. Реформа Гольдони была поддержана большинством просветителей как в Италии, так и за границей. Его идеи одобрили Вольтер, Лессинг и Гете. Наиболее плодотворными в жизни драматурга были 14 лет, прожитые в Венеции (1748-1762). Здесь он создал произведения, составившие ему литературную славу. Среди шедевров этого периода - «Семья антиквария», «Кофейная», «Трактирщица», «Самодуры», «Новая квартира», «Кьоджинские перепалки», «Слуга двух господ». В 1762 году, утомленный полемикой с Карло Гоцци, Гольдони уехал в Париж, где служил драматургом при Итальянском театре, а позже преподавал итальянский язык королевским дочерям. Комедия «Ворчун-благодетель» (1771) принесла ему европейскую славу. Во Франции им были написаны «Мемуары Карло Гольдони» (1784-1787). В общей же сложности Карло Гольдони создал 267 пьес. Людовик XVI распорядился выплачивать драматургу пенсию, на которую тот и жил в Версале. Революция во Франции лишила Гольдони этого дохода. Он умер 6 февраля 1793 года в Версале. Многие пьесы Гольдони с успехом идут на современной сцене.
97 лет назад (1911) родился Рональд Рейган, 40-й президент США
Рональд Рейган родился 6 февраля 1911 года в Тампико, штат Иллинойс, в семье продавца из Ирландии. В 1932 году окончил Юрикский колледж, получив степень бакалавра искусств. Обладая подходящими голосом и дикцией, стал спортивным комментатором сначала на маленькой радиостанции в Дейвенпорте, а затем на более крупной - «Эн-би-си» в Де-Мойне, штат Айова. Летом 1937 года Рейган начал сниматься в Голливуде. Его первой работой была роль спортивного комментатора. С 1937 по 1976 год снялся более чем в пятидесяти фильмах, преимущественно в положительных ролях ковбоев. В 1938 году вступил в Гильдию киноактеров. Во время второй мировой войны служил в специальном подразделении ВВС, где готовились учебные и документальные фильмы, так как его признали негодным к строевой службе из-за слабого зрения. В 1947-1952 годах занимал пост президента Гильдии киноактеров. В 1954 году стал работать пресс-секретарем фирмы «Дженерал Электрик». Он также представлял на «Эн-би-си» еженедельную передачу «Театр Дженерал Электрик». В 1962 году Рейган, первоначально относивший себя к демократам, последователям Рузвельта, официально сменил свою партийную принадлежность и примкнул к республиканцам, за которых впервые проголосовал на выборах в 1960 году. Его кредо как республиканца - «Меньше правительства, больше Америки». Осенью 1966 году Рональд Рейган одержал первую большую политическую победу - поддерживаемый кругом влиятельных знакомых, стал губернатором Калифорнии. На этом посту Рейгану удалось ликвидировать хронический бюджетный дефицит в штате, упорядочить сбор налогов. Был переизбран на второй срок (1970-1974). В 1968 и 1976 годах Рейган выдвигал свою кандидатуру на пост президента США от республиканской партии, но потерпел поражение на национальных съездах партии сначала от Ричарда Никсона, а потом от Джеральда Форда. В 1980 году Рейган занял первое место среди кандидатов на национальном съезде республиканцев в Детройте. В своих предвыборных речах Рейган обещал возродить военно-политическую и духовную мощь Америки, не только остановить коммунистическую экспансию, но и взять верх в «холодной войне». В ноябре 1980 года он сравнительно легко победил на президентских выборах, одолев президента-демократа Джимми Картера. Экономическая политика администрации Рейгана базировалась на сочетании «теории предложения» и монетаризма. На 25 процентов была понижена высшая налоговая ставка. Одновременно учетная ставка процента превысила немыслимую 20-процентную планку. Эффект оказался шоковым. Значительно увеличилась безработица, а инфляция лишь слегка затормозилась. В первой половине 1982 года популярность Рейгана упала до катастрофического уровня, появилось начиненное уничижительным смыслом словечко «рейганомика». К концу 1982 года «рейганомика» заработала. Довольно заметно стала снижаться инфляция, поползли вверх показатели экономического роста и занятости. Выборы 1984 года ознаменовались подлинным триумфом Рейгана. За него проголосовали около 60 процентов американцев. Правда, второй срок президентства Рейгана оказался не столь удачным из-за скандала с нелегальной продажей оружия Ирану. Несмотря на ослабление позиций, Рейган все же провел налоговую реформу. Была существенно упрощена шкала подоходного налога, а его высшая ставка опустилась до 28 процентов. ВВП за годы президентства Рейгана вырос на одну треть. Появилось 17 миллионов новых рабочих мест. Но при этом в обществе произошла поляризация между бедными и богатыми и резко возросли военные расходы США. В 1983 году президент обнародовал программу создания орбитальной противоракетной системы СОИ («стратегической оборонной инициативы»), в прессе окрещенной «звездными войнами». Этим Рейган бросил открытый вызов «империи зла», как он называл СССР. Советский Союз был втянут в непосильную для его экономики гонку вооружений. Но изменившийся курс советской внешней политики (инициатором которого был вновь избранный глава государства Михаил Горбачев), ее ориентация на сотрудничество с западными странами заставила американского президента пересмотреть свои позиции в отношении СССР. Именно подписанный Рейганом и Горбачевым Договор о ликвидации ракет средней дальности 1988 года стал первым в истории случаем, когда страны соглашались не только приостановить производство целого класса ядерных ракет, но и уничтожить их. Покидая пост президента, Рейган в прощальном обращении к нации сказал: «Мы выполнили свою работу. И, выходя на городские улицы, я хочу обратиться с последним словом к людям «рейгановской революции», людям во всей Америке, которые на протяжении восьми лет вели работу, которая сделала Америку прежней. Друзья мои, мы сделали это. Мы не просто считали время. Мы изменили Америку. Мы сделали ее сильнее. Мы сделали ее свободнее, и мы оставили ее в хороших руках. В общем и целом, неплохо, совсем даже неплохо». Известны и слова Рейгана, которыми он объявил миру 5 ноября 1994 года о том, что у него болезнь Альцгеймера: «Сегодня я начинаю путь к закату своей жизни. Я иду вслед заходящему солнцу. Но я точно знаю, что для Америки солнце будет восходить всегда». В 1985 и 1987 годах ему делались операции по поводу рака кишечника, кожи и простаты. После ухода из Белого дома в 1989 году 40-й президент США вместе с супругой Нэнси проживал в Калифорнии. Скончался 5 июня 2004 года в своем доме в районе Бель-Эйр в Лос-Анджелесе (штат Калифорния).
80 лет назад (1923) умер Эдуард Эмерсон Барнард, американский астроном
Эдуард Барнард родился 16 декабря 1857 года в Нашвилле (Теннесси) в бедной семье. В детстве работал помощником фотографа. Увлекшись астрономией, приобрел на заработанные деньги пятидюймовый рефрактор и вскоре стал известен среди любителей астрономии как удачливый наблюдатель. В 1883-1887 годах учился и работал в университете Вандербилта в Нашвилле. В 1887 году был принят в штат Ликской обсерватории (Маунт-Гамильтон, Калифорния). С 1895 года до конца жизни работал в Йеркской обсерватории (Уильямс-Бэй, Висконсин), одновременно занимал пост профессора практической астрономии Чикагского университета.
В 1883 году Барнард независимо от других исследователей открыл противосияние, детально изучил его и дал правильное качественное истолкование. В 1892 году открыл пятый спутник Юпитера - Амальтею. Обнаружил свыше полутора десятков новых комет. Нашел, что при затмении кольцами Сатурна его спутника Япета последний не утрачивает блеска (т.е. продолжает освещаться Солнцем); отсюда следовало, что кольца Сатурна не сплошные, а состоят из отдельных частиц. Барнард открыл звезду, имеющую экстремально большое собственное движение, («летящая звезда Барнарда»). Важнейшей его заслугой было внедрение в практику астрономических наблюдений фотографического метода. Он получил первые высококачественные фотографии Млечного Пути (эти материалы были уже после его смерти частично изданы в виде фотографического атласа), составил каталог темных туманностей в Млечном Пути, показал, что они являются облаками поглощающей материи, а не «пустыми» промежутками между звездными облаками, как думали со времен Гершеля. Получил тысячи фотографий комет, по которым впервые смог изучить морфологию кометных хвостов. Барнард был удостоен многих высоких наград, среди которых - Золотая медаль Лондонского королевского астрономического общества, медали Д.Араго и П.Жансена Парижской академии наук, премия П.Жансена французского астрономического общества. Умер Эдуард Барнард 6 февраля 1923 года.
125 лет назад (1883) родился Дмитрий Павлович Григорович, авиаконструктор, создатель первых отечественных летающих лодок
Дмитрий Григорович родился 6 февраля 1883 года в Киеве. Еще будучи студентом Киевского политехнического института, увлекся авиацией. В институте в это время был создан авиационный кружок, в работе которого Григорович принимал самое активное участие. Окончив Киевский политехнический институт, Григорович занялся постройкой первого спортивного самолета, который он назвал «Г-1». Близ институтских зданий Григорович приспособил сарай под сборку машины. Детали самолета изготовлялись конструктором в его квартире. Вскоре Григорович переехал из Киева в Петербург, где в это время появилось авиационное общество «Первое Российское Товарищество Воздухоплавания». Задачей общества являлось развитие отечественной авиации. Григорович охотно принял предложение занять пост технического директора и главного конструктора завода товарищества. Молодой инженер увлекся идеей создания конструкции самолета типа «летающей лодки». Идея создания гидросамолета возникла у Григоровича не случайно. Россия, омываемая многими морями и океанами, богатая реками и озерами, нуждалась в самолете, который мог бы использовать в качестве взлетной и посадочной площадки водные пространства. В начале 1913 года был спроектирован первый в мире гидросамолет «М-1». За ним в том же году появились самолеты «М-2» и «М-4». Широкую известность принес Григоровичу гидросамолет «М-5». Летающая лодка обладала весьма высокими летными характеристиками, хорошими мореходными качествами. Поэтому она была немедленно принята на вооружение. Самолет «М-5» прослужил более семи лет. В конце 1915 года на испытания была представлена еще более совершенная и обладавшая большей грузоподъемностью летающая лодка «М- 9», по схеме и конструкции являвшаяся дальнейшим развитием гидросамолета «М-5». Поднимающие от 300 до 500 килограммов полной нагрузки и развивающие скорость до 110 километров в час, летающие лодки «М-5» и «М-9» с двигателями мощностью 100-150 лошадиных сил широко использовались в русском флоте. Успеху этих гидросамолетов способствовали простота их пилотирования, устойчивость в полете и хорошая мореходность - обе летающие лодки могли эксплуатироваться при волне высотой 0,5 метра и при движении на плаву имели хорошую управляемость благодаря обдуву руля направления потоком от воздушного винта. Самолеты «М-5», «М-9» и их более поздняя модификация «М-20» участвовали в гражданской войне и после окончания ее довольно длительное время состояли на вооружении советской морской авиации. За свою 30-летнюю деятельность в авиации Дмитрий Григорович создал свыше 60 типов самолетов, из них 38 типов машин строились серийно. Ему принадлежит и идея создания первого в мире истребителя с убирающимся в воздухе шасси. Умер Дмитрий Павлович Григорович 26 июля 1938 года в Москве.
4 года назад (2004) в московском метро на перегоне между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая» произошел теракт
Теракт произошел утром 6 февраля 2004 года, в час пик. Во втором вагоне поезда, который двигался по Замоскворецкой линии от станции «Автозаводская» к станции «Павелецкая», произошел взрыв, унесший жизни 40 человек. Ранены 134 человека. Террорист, ехавший в этом вагоне, подорвал закрепленное на собственном теле и начиненное металлическими предметами взрывное устройство. В ликвидации последствий взрыва и начавшегося затем пожара было задействовано около 50 пожарных расчетов, 10 спасательных отрядов, около 130 машин неотложной «скорой помощи» и автобусов для эвакуации пострадавших, три отряда Центроспаса с вертолетом, отряды военных горноспасателей, сотрудники правоохранительных органов Москвы и столичного метрополитена. Управлявший поездом машинист Владимир Горелов указом президента России Владимира Путина награжден орденом Мужества. Как говорится в тексте указа, Горелов «высокопрофессионально оценил сложившуюся обстановку и, несмотря на то, что сам пострадал от взрыва, оперативно принял все необходимые меры по организации вывода пассажиров из тоннеля. Благодаря четким действиям В.Горелова удалось избежать паники и снизить число пострадавших». 9 февраля 2004 года указом Юрия Лужкова объявлен в Москве днем траура. С целью идентификации трупов погибших было проведено более 40 опознаний, около 30 молекулярно-генетических экспертиз. Личности всех погибших установлены. Следователям удалось установить и личность террориста-смертника. По информации прокуратуры Москвы, теракт совершил житель Карачаево-Черкесской республики Анзор Азрет-Алиевич Ижаев, 1983 года рождения. По данным следствия, он являлся участником незаконных вооруженных формирований и проходил подготовку в военных лагерях террористов. Взрывотехническими экспертизами установлено, что для приведения в действие взрывного устройства, изготовленного самодельным способом, использовался заряд смесевого взрывчатого вещества на основе аммиачной селитры и алюминиевой пудры. Тротил не входил в состав бомбы в качестве компонента, а мог использоваться в виде небольшого заряда - дополнительного детонатора для инициирования основного заряда взрывчатого вещества на основе аммиачной селитры. Масса взорванного заряда взрывчатого вещества составляла от 2,9 до 6,6 килограммов. В конструкцию взрывного устройства входили готовые поражающие элементы - крепежные изделия (болты, шурупы). Почти полтора месяца понадобилось работникам метрополитена, чтобы полностью восстановить геометрию пути, проложить заново энергонесущие кабели, а также отладить работу систем связи и железнодорожной автоматики. После этого все вагоны поезда прошли тщательную проверку и вновь вернулись на линию, кроме второго и двух соседних с ним вагонов. Год спустя после совершения теракта в вестибюле станции «Автозаводская» московского метро установили мраморную доску с именами погибших.