МОСКВА, 5 фев - РИА Новости, Мария Ганиянц. В рамках персональной выставки известного художника-концептуалиста Виктора Скерсиса, которая откроется 7 февраля в культурном центре "Проект Фабрика" в Москве, состоится презентация нескольких десятков его новых работ и книги "Аспекты Метаискусства".
"Каждую из работ выставки можно рассматривать не только как арт-объект, но и как объект, анализирующий процессы, происходящие в искусстве", - рассказал в интервью РИА Новости Виктор Скерсис.
Виктор Скерсис известен как один из членов легендарной арт-группы "Гнездо" (вместе с Геннадием Донским и Михаилом Рошалем), известной своими ироничными перформансами (высиживание яиц в гнезде на выставке, забег в сторону Иерусалима на 1 метр и 42 сантиметра), а также, как вторая половина творческого дуэта "СЗ" (вместе с художником Вадимом Захаровым) в восьмидесятых годах.
Уже более 20 лет художник избрал своим местом жительства США, штат Пенсильвания, где занимается фундаментальными исследованиями процессов, происходящих в искусстве.
"Искусство, как и наука, делятся на две области - прикладную и фундаментальных исследований. Поэтому работы концептуалистов вообще, занимающихся исследованием природы искусства, и мои в частности, можно рассматривать как красивые и смешные произведения и как модели того, как именно строится произведение искусства", - пояснил Скерсис.
На его взгляд, когда художник начинает рассматривать извне, исследовать и анализировать искусство, то оказывается вне арт-границ, в области метаискусства.
"Например, на выставке будет работа "Материальные смыслы преобразований Московской концептуальной школы", представляющая собой огромный холст 5х7 метров, расписанный ассоциативными рядами "враг-ворог", "шило - Ворошилов", - рассказал он.
Скерсис прокомментировал, что с одной стороны эта картина - смешное произведение, которое можно повесить на стену и украсить жилье, а с другой - анализ смысловых преобразований, на которых построена московская школа концептуализма.
На выставке также будет представлена серия работ "Мутационные смысловые преобразования", в которых художник играет словами, как будто это мутировавшие гены цепочки ДНК.
"Представьте себе фразу "злая собака", но вот происходит мутация (например, когда элементы ДНК меняются местами) и у нас уже - "злаа собяка", или "лаяс обакас", так бывает, когда элементы цепочки не считываются ферментом", - рассказал художник.
Для наглядности он привел в пример творчество американского художника Ньюмана: "Он знал, что когда слова выбивают на камне, то для удобства буква "U" заменяется на "V" поэтому он и сделал картину с надписью "Partial Trvth" - "Частичная правда", и из-за перемены буквы правда, действительно, стала частичной". Но, по словам Скерсиса, Ньюману был интересен только фокус, и поэтому американский художник не пошел в своем исследовании дальше.
"А я своей "собякой" доказал, что в искусстве ошибки быть не может, в искусстве все, имеет свой смысл - даже если нет смысла в слове, арт-объект остается арт-объектом. Я могу формально определить искусство, и творчество, выявить их внутреннюю структуру и показать, что нового можно построить на основе современного искусства", - пояснил он.
Различные виды концептуализма
В своей книге "Аспекты Метаискусства" Скерсис, пытаясь проанализировать течение концептуализма, к которому себя причисляет, выделяет в нем две основные линии - аналитический и романтический концептуализм. По его мнению, аналитический концептуализм ведет свое начало от позитивистской философии Бертрана Рассела, которая потом была воспринята основателем западного концептуализма - Джозефом Кошутом.
"Цель аналитического концептуализма, к которому я причисляю не только Кошута и Марселя Дюшана, но и наших Комара и Меламида, группу "Гнездо", Юрия Альберта и себя - выявление внутренней структуры и законов искусства", - пояснил он.
Другая ветвь - "романтический концептуализм" - к которому автор причисляет так называемую "московскую школу концептуализма" (Эрик Булатов, Илья Кабаков) основана не на позитивистской философии, а на русской литературной традиции.
"Московская школа - это комментарий к искусству, а не попытка разобрать его структуру, ее истоки в Гоголе, Чехове, Обериутах, а продолжается она у арт-группы Медгерменевтов", - добавил он.
В условиях постмодернизма в культуре, на его взгляд, когда ничего нового в искусстве после Марселя Дюшана уже не происходит, фундаментальные исследования искусства, которыми занимаются концептуалисты, могут заложить основу нового искусства.
Он добавил, что книга "Аспекты Метаискусства" - фундаментальное исследование о том, как именно работает искусство, где вводится целый ряд новых понятий, и он надеется, что подобные исследования продвинут искусство вперед и позволят создать новую школу.
"Эта книга важна для меня как высказывание, очень многие арт-процессы, происходящие в России, на Западе сегодня замалчиваются, а русские художники до сих пор недооценены", - уверен Скерсис. Все иллюстрации в книжке, которая вышла небольшим тиражом в издательстве Ad Marginеm, являются авторскими.