Рейтинг@Mail.ru
Noga против России: есть ли перспективы? - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Noga против России: есть ли перспективы?

Читать ria.ru в
Дзен
Очевидно, что мыльная опера «Noga против России» по просьбе главы швейцарской фирмы Нессима Гаона растянется как минимум еще на несколько серий.

Владимир Мытарев, специально для РИА Новости

Очевидно, что мыльная опера «Noga против России» по просьбе главы швейцарской фирмы Нессима Гаона растянется как минимум еще на несколько серий. Хотя у  Правительства Российской Федерации в настоящее время нет никакой задолженности перед компанией Noga - все ее требования были окончательно урегулированы в результате двух уже закончившихся арбитражных разбирательств, неистощимый на выдумки глава фирмы, похоже, стремится использовать любую возможность возобновить судебные разбирательства.

Итак, краткое содержание предыдущих серий:
В 1991-1992 годах Россия заключила с компанией несколько контрактов на сумму около 1, 4 млрд. долл., согласно которым Noga обязалась поставлять продукты питания и удобрения в обмен на нефтепродукты. Почти сразу начались споры и взаимные упреки в нарушении условий соглашения.

В 1993 году российское правительство расторгло договор, но поскольку контракты были составлены некорректно, у Noga появилось право оспаривать их в международных судах, и фирма смогла возбудить дело в международном трибунале в Стокгольме и выставить России счет на 1, 5 млрд. долл.

В 1997 году шведский суд решил дело в пользу Noga по двум искам общим объемом 27 млн. долларов - все-таки Noga замахнулась на слишком большую сумму. Складывалось это из 23 млн. долларов в качестве основной суммы по двум кредитным договорам плюс проценты. Стокгольмский арбитражный суд однозначно отклонил все прочие требования компании, кроме требований о возмещении косвенного ущерба, которые были отложены до второго этапа арбитражного разбирательства. В 2001 году Стокгольмский арбитражный суд вынес решение о возмещении компании Noga косвенных убытков в размере приблизительно 25 млн. долларов плюс проценты. В результате апелляции сумма этого решения была уменьшена Верховным судом Швеции приблизительно до 7 млн. долларов.

Тем не менее, ссылаясь именно на это решение, Гаон требует с России, по разным источникам, от 200 млн до 1,5 млрд долларов, и предпринимает шаги по аресту российского имущества за рубежом.

В 2000 году Noga добилась во Франции ареста счетов Банка России и российского парусника "Седов", в 2001 году попыталась арестовать российские самолеты на авиасалоне в Ле-Бурже, в 2005 году - коллекцию картин из Пушкинского музея, выставленную  в Швейцарии. Однако затем и счета были разблокированы, и аресты имущества признаны незаконными.

Но все повторяется.  По новому иску компании в Париже 2 января 2008 г. были арестованы примерно 50 млн евро - средства российских госучреждений и компаний, находящихся во французских банках, в том числе депозиты Банка России. Но, как ни странно, средств российского правительства, против которого и идут все процессы, в их числе не оказалось.

Это тем более странно, что Гаон после банкротства продал свои долги швейцарским банкам, а марте 2006 года американский бизнесмен российского происхождения Александр Коган купил долги России перед швейцарской компанией. Тогда казалось, что многолетняя история сложных и запутанных взаимоотношений сторон наконец закончена. На пресс-конференции в Москве, куда Коган срочно прилетел, он еще раз подтвердил, что в 1993 году Noga в связи с банкротством уступила четырем банкам российский долг, сумма которого позднее была установлена Стокгольмским арбитражным судом в размере около 70 млн долларов. Сам предприниматель не стал раскрывать, за сколько он выкупил долг у банков и по какой цене переуступил его России. Почему же дело не закрыто, хотя после подписания сделки Когана с банками Гаон  сказал: «У меня нет намерения продолжать дальше судебное преследование. Я надеюсь, мы сможем договориться. А в суд я обращаться не буду, потому что нет смысла судиться с такой большой страной, как Россия».

Александр Коган считает, что глава фирмы Noga Нессим Гаон периодически  арестовывает российские счета и имущество для того, чтобы успокоить своих кредиторов. По оценке Когана, только личный долг Гаона составляет 190 млн долларов. Надо полагать, что разговоры о миллиарде, который Гаон якобы стребует с России, оттягивают его встречу с собственными кредиторами. Представители компании Noga в последние годы неоднократно заявляли, что Правительство России несет ответственность за финансовые затруднения компании. Однако после изучения всех доказательств Стокгольмский арбитражный суд определенно установил, что Правительство России не виновно в финансовых затруднениях компании Noga, не несет за них ответственность и что "Нога" фактически была первой стороной, которая нарушила условия кредитных договоров, не выплатив авансов, которые она обязалась выплатить по кредитным договорам.

Почему же все-таки зарубежные суды поддерживают его иски, несмотря на то, что Гаон продал долги? Дело, скорее всего, в некоторых юридических казусах, на которые в свое время не обратили внимания. Так, Noga утверждает, что при продаже долгов банкам она оставила за собой право требовать долг с России (!). Так что подобные иски Гаона и членов его семьи могут продолжаться до тех пор, пока какой-либо суд в мире не подтвердит, что у Noga больше не может быть претензий к России. Кстати, ожидается, что такое решение вскоре может быть вынесено американским федеральным судом, заседание которого проходит в Нью-Йорке.

Между тем, как объясняют в российском Минфине,  права требования по решениям Стокгольмского арбитража были приобретены российской стороной, в связи с чем компания Noga утратила право получать средства на основании решений Стокгольмского арбитражного суда. Так как  Noga перестала иметь финансовую заинтересованность в стокгольмских арбитражных решениях и получила выплату - в форме прощения долга - от банков-кредиторов за отказ от требований к России, то любая сумма, полученная сейчас Noga по стокгольмским арбитражным решениям, представляет собой двойную выплату компании по решениям, в которых Noga больше не имеет какой-либо финансовой заинтересованности.

А если так, то все последующие решения французских и швейцарских судов теряют свою законность. Кроме того, выяснились и другие нарушения, совершенные по отношению к России. Например, арест был наложен без предварительного уведомления российского правительства или владельцев блокированных счетов, хотя ни на одном из этих счетов не размещены средства, принадлежащие правительству. Несмотря на то, что иски Noga направлены против государства (правительства) России, арест распространился на самостоятельные хозяйственные субъекты, представительства различных фирм и даже информационное агентство - РИА «Новости», а также на Центробанк, хотя известно, что Центральные Банки не являются правительственными учреждениями. Уже в ходе тяжбы с компанией Noga французское правосудие признало несколько лет назад, что Центральный банк не может быть приравнен к российскому правительству и что, таким образом, не должен отвечать по ее требованиям. Поэтому,  по мнению юристов, представляющих интересы российского правительства, арест, наложенный на счета Банка России, является прямым нарушением французского же банковского законодательства.

Еще более запутанной выглядит ситуация с действиями швейцарских властей. Там Федеральный суд в Лозанне утвердил  обоснованность временных арестов, наложенных Noga на средства ЦБ в швейцарских банках. Таким образом, суд подтвердил вынесенное ранее швейцарскими властями в Женеве решение, согласно которому Центральный банк РФ приравнивается к правительству РФ, и, следовательно, должен отвечать по долгам последнего. Такой нонсенс юристы оправдывают своеобразием швейцарского законодательства, в соответствии с которым кредитору не обязательно приводить неопровержимые доказательства того, что имущество принадлежит его должнику, достаточно того, чтобы так можно было подумать. Естественно, что Россия будет оспаривать такие решения, тем более, что в этой стране аресты российского имущества  по иску Noga основываются на соглашении июля 2002 года, которое касалось суммы в 800 млн долларов, и которое никогда не было признано Россией. Более того, оно было подписано швейцарским адвокатом, который действовал без разрешения российского правительства. И уж совсем непонятно, как оно вступило в силу, если в отношении его имеется решение Арбитражного суда Международной торговой палаты в Париже от 5 июня 2007 года, в котором ясно говорится, что это соглашение не является признанием долга и не дает компании Noga прав на долговые требования в отношении России.

Как сообщил, министр финансов РФ Алексей Кудрин, Россия рассчитывает завершить тему с компанией Noga в ближайшие два-три месяца. Он отметил, что ситуация по этому вопросу ясна, "несмотря на то, что Noga пыталась наделать много шума, не имея прав требования по долгам, ситуация не изменилась". При этом министр подчеркивает, что никаких угроз для российских компаний по списанию средств на счетах за рубежом нет.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала