Нарине Празян, РИА Новости
С 4 февраля этого года Лондон становится «зоной низких выбросов». Говоря простым языком, это означает, что владельцы грузовиков, автобусов и других видов автотранспорта с высоким уровнем выбросов в атмосферу обязаны будут оплачивать каждый свой въезд в город.
Не секрет, что стремительно растущее количество автомобилей, многокилометровые пробки на дорогах и связанное с этим загрязнение окружающей среды уже давно стали настоящим бичом для всех мировых мегаполисов. Ведь львиная доля загрязнения воздуха приходится именно на автотранспорт, а это в свою очередь становится причиной серьезных дыхательных и других заболеваний.
Правительства многих стран уже давно пытаются - одни более успешно, другие менее - каким-то образом решить эту проблему. Одной из мер в комплексной борьбе с загазованностью воздуха как раз и является введение так называемых «зон низких выбросов», которое постепенно набирает популярность во всем мире. Вот всего несколько примеров. Токио является зоной низких выбросов еще с октября 2003 г. Такие города в Швеции, как Стокгольм, Гетеборг и Лунд, также имеют зоны низких выбросов. Власти Берлина планируют реализацию похожей программы в центральной части города в самой ближайшей перспективе.
В Великобритании эта проблема стоит не менее остро. Качество воздуха здесь, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Причем в Соединенном Королевстве по этому показателю уверенно лидирует Лондон, где уровень загрязненности воздуха является одним из самых высоких в Европе. Разумеется, это крайне негативно сказывается на здоровье лондонцев, особенно тех, кто страдает астмой и болезнями сердечно-сосудистой системы.
Инициатором введения зоны низких выбросов в Лондоне стал мэр британской столицы Кен Ливингстон, выступивший с соответствующим программным документом. Под подобной «зоной» понимается конкретная территория, на которую разрешено въезжать только тому автотранспорту, который соответствует определенным стандартам по выбросам вредных веществ в окружающую среду. В противном случае автовладельцы обязаны оплатить въезд в данную зону.
Программа предполагает, что с февраля текущего года зона низких выбросов охватит фактически весь Большой Лондон (Greater London), став, таким образом, самой обширной в мире по площади. В категорию автомобилей с повышенным уровнем выхлопных газов попадают грузовые автомобили с дизельным двигателем, некоторые виды автобусов и микроавтобусов, большие фургоны, рефрижираторы. Данная программа никак не затрагивает легковые автомобили и мотоциклы.
Контроль над исполнением программы будет осуществляться с помощью стационарных и передвижных камер, которые будут считывать номерной знак любого транспортного средства, находящегося внутри зоны и проверять его на соответствие базе данных зарегистрированных автомобилей, которые отвечают установленным нормам выбросов. Программа будет внедряться поэтапно, в течение 4 лет - с 4 февраля 2008 года до января 2012-го. Со временем ее действие может распространиться и на другие автомобили, а требования по выбросам будут постепенно ужесточаться.
Итак, какие преследуются цели? Во-первых, ожидается, что введение подобных экологически чистых зон положительно скажется на здоровье горожан, в особенности тех, кто наиболее чувствителен к загрязненному воздуху. Во-вторых, это поможет со временем уменьшить количество пробок на самых загруженных улицах. Кроме того, есть надежда, что автовладельцы наконец всерьез задумаются над тем, чтобы пересесть с тяжелых дизельных внедорожников на компактные, экологически безвредные автомобили.
Нельзя не отметить в этой связи еще одну меру, предпринятую еще в 2003 году. властями Лондона в борьбе за чистоту воздуха и здоровье горожан Тогда, несмотря на возмущенные протесты жителей столицы, городские власти ввели платный въезд в центр города по будням ( с 7.00 до 18.00). Плата за проезд по центру Лондона составляет сейчас 8 фунтов стерлингов (примерно 16 долл.). За всем автотранспортом следят несколько сотен видеокамер, установленных по всему городу, благодаря которым нарушителей закона без особого труда вычисляют и жестко штрафуют.
Эта мера, как показала практика, оказалась довольно эффективной - она помогла значительно уменьшить пробки в центре столицы, найти дополнительное финансирование для общественного транспорта и в целом принести администрации города немалый доход. Если программа по введению зоны низких выбросов в британской столице окажется столь же успешной, вполне возможно, что ее примеру последуют и другие города, в том числе и Москва, где транспортная проблема приобретает поистине гигантские масштабы.