Часть XVI читайте здесь
Доказывать, что сталинизм еще жив, полагаю, не надо. Он стал маргинальным, но в прошлое не канул. С одной стороны, виноват примитивный, но настырный антикоммунизм. С другой, так устроена человеческая натура, сильную дозу неприятной правды выдерживают немногие. Сказываются и причитания профессиональных «патриотов»: «Сколько можно порочить великую страну!» Отсюда и новодел: рассуждения о том, каким «эффективным менеджером» был Сталин. Ну что же, поговорим о менеджменте.
Представим, с чего начал бы свое «резюме» товарищ Джугашвили, если бы вдруг ожил и стал искать сегодня работу в крупной корпорации?
Предполагаю, что с серии «эксов», которые он когда-то осуществил на Кавказе. Еще задолго до революции молодой Коба оранизовал немало громких и успешных налетов на царскую казну, добывая средства для Революции и Вождя. Каждый такой налет требовал организаторской хватки, креатива и, конечно же, лидерских качеств. А куда без этого в современном менеджменте? Подобранные полицией после «эксов» трупы, не считаем. Мы же исключительно о менеджменте.
С другой стороны, как показало время, Сталин мог не только осуществить налет, но и, наоборот, эффективно обеспечить безопасность своего «босса». А это хорошая рекомендация, скажем, для «службы безопасности».
Именно Сталин - архитектор знаменитого Шалаша в Разливе. И именно он в дни предшествующие октябрьскому перевороту подготовил все пути отхода Ленина в Финляндию. А потому и провел самые горячие часы восстания, спокойно сидя в редакции газеты «Правда», перелистывая подшивку.
Позже многие историки язвительно напишут о нем: «Человек, пропустивший революцию». Это они, конечно, зря. Просто слабо разбираются в специфике работы «службы безопасности». Это Троцкий гарцевал на белом коне, а товарищ Джугашвили просто пил грузинский чай и ждал сигнала: либо он вывозит Ленина заграницу, либо становится министром в новом революционном правительстве.
Получилось второе. Революционные трупы опять не считаем - главное эффективность. Итак, Сталин допил чай, отложил в сторону газету и отправился создавать новое министерство.
А это опять менеджмент. Впрочем, именно этот факт биографии в резюме включать, пожалуй, не стоит: с национальным вопросом у Сталина всегда все складывалось крайне неудачно. Не о депортации же целых народов вспоминать. Столько усилий, столько трупов и никакой дружбы народов. Наоборот, даже нам пришлось расхлебывать в Чечне. Так что, неэффективно.
Уникальный опыт Сталин получил на должности Генерального секретаря. Именно генсек занимался кадровой работой, от него зависели все партийные назначения, а это давало менеджеру Сталину возможность формировать нужное для него большинство на партийных съездах.
К тому же Генсек блистательно использовал одно не очень осторожное распоряжение Политбюро. Решение Секретариата партии, не опротестованное членами Оргбюро, становилось решением Оргбюро, а решение Оргбюро, не опротестованное Политбюро, автоматически становилось решением Политбюро. Единственный, кто входил во все три властные структуры - Сталин. Он и докладывал решения там и тут, причем, естественно, так, как это было нужно ему. Наконец, став генсеком, Сталин получил право вмешательства в дела Коминтерна. Очень скоро через денежные потоки он начал контролировать деятельность и этой организации.
Вот это действительно достойно упоминания в резюме Иосифа Виссарионовича. Это, знаете, надо уметь, чтобы с помощью обычной скрепки сковырнуть всех своих противников, стать преемником, занять кресло босса, а всех бывших конкурентов ликвидировать.
Впрочем, если крепко подумать, то пример, пожалуй, и не такой уж удачный. Тут так много креатива, что он уже становится опасным для начальства, а боссы этого не любят. Так что, данный пассаж из резюме товарища Сталина, с сожалением, вычеркиваем. Иначе не найдет лицо кавказской национальности в Москве работы. Нигде.
ГУЛАГ даже не вспоминаем. Не было этого. Солженицыну с Шаламовым просто на нарах приснилось.
Теоретически в резюме Сталина можно было бы, конечно, упомянуть историческую международную сделку с Германией. Нет, не акт Молотова-Риббентропа, а более раннее и также весьма креативное решение, согласно которому слабый Советский Союз и слабая Германия смогут подняться назло французам и англосаксам, опираясь друг на друга. Это сотрудничество имеет богатую довоенную историю. Например, немецкие пилоты наращивали свое мастерство на русских аэродромах.
И все бы ничего, если бы в итоге не оказалось, что Сталин научил партайгеноссе Геринга, а заодно и все германское люфтваффе, как прицельно бомбить русские города.
Креатив хорош, когда он дает позитивные результаты. А тут превращенные в щебенку отечественные поселки и города, с погребенными под ними людьми. О загубленных душах, как и обещал, не будем. Просто опять констатирую: и это не самое эффективное решение менеджера Сталина.
Честно говоря, не знаю даже, за что дальше ухватиться. Коллективизация? Право-лево-центристская оппозиция? Финская война? Что из этого набора предлагаете вписать, как позитив, в резюме «эффективного менеджера»?
Великую Отечественную войну? Тоже не рекомендую. Это же не один Парад Победы. Что за «эффективный менеджмент»: отдать на поругание врагу полстраны, а потом ценой неимоверных потерь ее возвращать. «И на вражьей земле мы врага разгромим, малой кровью, могучим ударом!»
Впрочем, если уж кого-то «патриотизм» загрыз нестерпимо, то, черт с ним. Вписываем в резюме коротко, скромно, неразборчиво и петитом: генералиссимус в отставке. Писать «ветеран ВОВ», на мой взгляд, оскорбительно для настоящих фронтовиков, поскольку войну выиграли именно они, а не генералиссимус.
Уж лучше воткнуть в резюме упоминание о роли товарища Сталина в организации «шарашек». Сформулировав примерно так: «Создатель (наряду с товарищем Берия) «шарашек», за забором которых раскрылись таланты многих выдающихся деятелей отечественной науки».
Или строительство каналов, один Беломорканал, чего стоит! Нет, о том, чего это стоило, пожалуй, опять лишнее.
Можно, наконец, подчеркнуть богатый международный опыт товарища Сталина, одна фоторгафия с Рузвельтом и Черчиллем уже какой пиар! Правда, снова незадача. О том, как на карте Европы, торгуясь, эта троица делила зоны влияния, вспоминать не будем, «все политики сво...». Но что делать, скажем, с воспоминанием о том, как американцы сдавали НКВД тех русских, кто чудом уцелел в фашистских лагерях? Интересно, каким кусочком Европы пожертвовал Сталин в ходе этой работорговли?
Тут - имя, там - крестик. Впрочем, на тех могилах и крестов не ставили.
Как там западные демократы сосуществуют со своими бронзовыми истуканами и собственной душой, их дело, нам бы со своим «менеджером» разобраться. «Эксы», революция, гражданская, Финская, Отечественная, мартены, заводы-гиганты, колхозы, ракеты, котлованы, Союз писателей - все на костях.
В сталинскую эпоху были построены три добротных здания: Дом на набережной, Дом на площади Восстания и Дом на Котельнической. Жильцы там, правда, в сталинские времена менялись быстро, но сами здания с привидениями выжили, и чей-то глаз радуют и сегодня.
Очень развилось в ту пору хоровое пение. Петь хором было все-таки безопаснее. От знаменитого хора Александрова, до хора в каждом колхозе и пионеротряде. И пели незыбываемо. В первом отделении концерта: «О Сталине мудром, родном и любимом прекрасную песню слагает народ». Во втором: «Уверен Вождь с таким народом, могуч народ с таким Вождем».
И, наконец, в третьем: «А ну-ка песню нам пропой, весёлый ветер!» По этой песне, признаюсь, и сам ностальгирую.
Есть такой исторический анекдот.
Сталин проезжал по Москве мимо церкви Спаса-на-Бору, шедевра XV века. Рядом с церковью лежали дрова.- Убрать! - буркнул Сталин. Переспрашивать, что именно убрать, никто, естественно, не посмел, поэтому дрова вывезли, а церковь снесли.
Похоже, это поклонники Иосифа Виссарионовича именно это и называют «эффективным менеджментом».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции