1717 - в России вышел учебник «Юности честное зерцало»
1717 - в России вышел учебник «Юности честное зерцало», пособие для обучения и воспитания детей дворян.
«Юности честное зерцало» (полное название «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов») - памятник русского просвещения начала XVIII века, руководство по воспитанию светского юношества. Предназначался как для школ, так и для домашнего воспитания. Первое издание вышло в Петербурге 4 февраля 1717 года, имело большой успех и в том же году было переиздано дважды, а затем в течение XVIII столетия переиздавалось многократно. «Юности честное зерцало» состоит из двух частей: первая содержит азбуку, таблицу слогов, цифры и религиозные наставления. Вторая - собственно «Зерцало», то есть правила поведения дворян, в которых отражены основные черты жизни русского привилегированного общества начала XVIII века. «Юности честное зерцало», проникнутое духом петровских преобразований, призывало дворян гордиться не знатностью, а делами и избегать роскоши.
Дворянину рекомендуется учиться в первую очередь иностранным языкам, верховой езде, танцам и фехтованию. Молодежь должна беспрекословно подчиняться родителям и старшим. Особое внимание уделено добродетелям девушки: смирению, почтению к родителям, трудолюбию и молчаливости. Сочинение содержит также правила поведения за столом, при беседе с другими людьми. Также включает правила поведения на государственной и царской службе. Книга написана живым, доступным языком, с многими примерами из истории и литературы, из русских пословиц и поговорок. Издание было подготовлено по указанию Петра I на основе европейских книг аналогичного содержания. По мнению историков, в числе прочих было использовано сочинение Эразма Роттердамского «Гражданство обычаев детских». В создании «Юности честного зерцала» активное участие принимал сподвижник Петра Яков Брюс.
1933 - родился Игорь Владимирович Кваша
1933 - родился Игорь Владимирович Кваша, актер и режиссер театра «Современник», народный артист РСФСР.
Игорь Кваша родился 4 февраля 1933 года в Москве. В 1955 году окончил Школу-студию МХАТ, после чего в течении двух лет играл на сцене МХАТ имени М.Горького. В «Современнике» со дня основания театра - с 1956 года. В сегодняшнем театральном репертуаре Игоря Кваши, одного из ведущих артистов театра - Гаев в «Вишневом саде» А.П.Чехова, Рассказчик в «Балалайкин и К°» М.Е.Салтыкова-Щедрина, Папаша Карамазов в спектакле «Карамазовы и ад» по мотивам позднего Достоевского, Фальстаф в «Виндзорских насмешницах»Уильяма Шекспира, Лестер в спектакле «Играем... Шиллера!» (сценический вариант трагедии Ф.Шиллера «Мария Стюарт»), Пьетро в «Титуле» Александра Галина, Саймон в «Трудных людях» Йосефа Бар-Йосефа, Степан Верховенский в «Бесах» Ф.М. Достоевского, Иосиф Сталин в спектакле «Полет черной ласточки, или Эпизоды истории под углом 40°» Петра Хотяновского и Инги Гаручава. В спектакле «Балалайкин и К°» Игорь Кваша выступил совместно с Валентином Гафтом и Александром Назаровым в качестве режиссера-постановщика.
Не меньшую популярность принесли Игорю Кваше и кинороли. Снялся во многих фильмах, среди которых - «Сюжет для небольшого рассказа», «Достояние республики», «Принцесса на горошине», «Тот самый Мюнхгаузен», «Человек с бульвара Капуцинов», «Тайный советник», «Паспорт», «Хищники», «Сердца трех», «Возвращение броненосца», «Под знаком Скорпиона». Известен как чтец, много работал на радио. В последнее время талантливый актер выступает и в роли ведущего программы Первого канала «Жди меня».
1881 - родился Яков Александрович Протазанов
1881 - родился Яков Александрович Протазанов, кинорежиссер, один из зачинателей отечественного кинематографа.
Яков Протазанов родился 4 февраля 1881 года в Москве. Окончил московское коммерческое училище. Пришел в кино в 1908 году, сначала работал бухгалтером и переводчиком, но уже через несколько месяцев написал сценарий по «Бахчисарайскому фонтану». Снялся в фильме «Смерть Иоанна Грозного» в роли Гарабурды, работал помощником у режиссера А.Гончарова. В 1911 году выходит его первая постановка - «Песнь каторжанина». С 1911 по 1917 год Протазанов поставил около 80 картин. Ставил он разное: откровенные фарсы, танцы знаменитых балерин, светские мелодрамы, уголовные драмы, костюмные, исторические боевики, но наиболее глубоко талант Якова Протазанова раскрылся в фильмах - экранизациях произведений русской литературы: «Война и мир», «Бесы», «Николай Ставрогин», «Пиковая дама», «Отец Сергий». Две последние ленты, признанные лучшими из его ранних работ, отличаются высокой режиссерской и операторской культурой, психологической глубиной актерской игры.
В его фильмах раскрылись дарования И.Мозжухина, И.Ильинского, А.Кторова, М.Климова, И.Москвина, М.Тарханова, Л.Леонидова, В.Марецкой, А.Войцик, Н.Баталова, М.Жарова, Н.Алисовой и других мастеров экрана. В 1920 году Яков Александрович эмигрировал, работал в Париже и Берлине. Поставил там фильмы «За ночь любви», «Правосудие прежде всего», «Тень греха». В 1923 году вернулся на родину и активно включился в советское кинопроизводство: поставил на студии «Межрабпом-Русь» фильмы «Аэлита», комедии «Закройщик из Торжка», «Процесс о трех миллионах», «Дон Диего и Пелагея», «Праздник святого Йоргена», которые пользовались большим успехом у зрителей и долгие годы не сходили с экранов. Комедиям Я.Протазанова свойственны сатирическая острота, юмор, увлекательный сюжет. В 1935 году ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.
Самая значительная работа Я.Протазанова в период звукового кино - фильм «Бесприданница» - экранизация одноименной пьесы А.Н.Островского (1937). Последние работы Я.Протазанова - фильм-памфлет «Марионетки» (1934) и комедия «Насреддин в Бухаре» (1943), ставшая значительным вкладом русского режиссера в развитие национальной узбекской кинематографии. В 1943 году ему было присвоено звание заслуженного деятеля Узбекской ССР. Основная заслуга Протазанова в том, что он принес в кинематограф лучшие традиции литературы и театра. Умер Яков Александрович Протазанов 8 августа 1945 года.
1508 - умер Конрад Цельтис
1508 - умер Конрад Цельтис (1459-1508), знаменитый поэт-гуманист немецкого Возрождения.
Конрад Цельтис (настоящая фамилия Пиккель) родился 1 февраля 1459 года в Випфельде, Франкония. Образование получил в Кельне, Гейдельберге, Лейпциге. Писал на латинском языке. В 1487 году в Нюрнберге император Фридрих III торжественно увенчал его лавровым венком. Он был первым немецким поэтом, удостоившимся этой чести. Жил в 1487-1889 годах в Италии, в 1489-1491 годах в Кракове. Профессор в Ингольштадте (с 1491 года), затем (с 1497 года) в Вене, превратившейся при Цельтисе в важный центр гуманизма. Первое сочинение Цельтиса - «Искусство версификации и стихотворства» (1486). Музыкально-аллегорическая пьеса на мифологический сюжет «Игра Дианы» (1501) и любовная лирика Цельтиса (в том числе многие оды) проникнуты жизнерадостным мироощущением Ренессанса. В трактатах и лирике развивал гуманистические идеи Возрождения. Цельтис - основатель ряда литературных обществ в Германии и Австрии. Он предпринял попытку объединить гуманистов для создания труда по историко-географическому описанию Германии. Занимался собиранием и изданием памятников старины, в частности в 1501 году издал найденную им рукопись немецкой монахини Хросвиты Гандерсхеймской. Был сторонником объединения Германии, порицал княжеские междоусобицы. Умер Конрад Цельтис 4 февраля 1508 года в Вене.
1906 - родился Клайд Уильям Томбо
1906 - родился Клайд Уильям Томбо, американский астроном; открыл восьмую планету Солнечной системы - Плутон (1930), новую комету, сотни астероидов и переменных звезд.
Клайд Уильям Томбо родился 4 февраля 1906 года на ферме близ города Стритор (штат Иллинойс). Под влиянием отца - страстного любителя астрономии - Клайд еще в школьные годы начал самостоятельные наблюдения неба. Он сам отполировал 9-дюймовое зеркало и построил телескоп, используя старые детали от сельскохозяйственных орудий и отцовского «Бьюика»1910 года. С помощью этого телескопа Томбо сделал множество весьма качественных зарисовок Юпитера и Марса. Некоторые из них послал в Ловелловскую обсерваторию во Флагстаффе (штат Аризона), чтобы получить консультацию специалистов. В обсерватории ему предложили освоить наблюдения с новым 13-дюймовым фотографическим рефрактором. Томбо с радостью принял предложение и в 1929 году включился в многолетнюю программу поиска планеты X за Нептуном, начатую еще в 1905 году основателем обсерватории Персивалем Ловеллом.
Каждую ночь Томбо фотографировал различные участки неба, а днем, используя специальный двойной микроскоп (блинк-компаратор), сравнивал изображения одних и тех же участков, полученные в разные ночи, с интервалом от двух до семи дней. После обработки снимков Клайд Томбо убедился, что открыл новую планету Солнечной системы, самую удаленную от Солнца. Официально об открытии девятой планеты Солнечной системы, названной Плутоном, было объявлено 13 марта 1930 года, в день 75-летия Персиваля Ловелла, не дожившего до этого события. Большая личная роль Ловелла в организации поиска новой планеты была увековечена в ее названии, две первых буквы которого соответствуют инициалам известного астронома. Всего Томбо исследовал около 90 миллионов звездных изображений. В ходе выполнения этой программы открыл шесть звездных скоплений (одно шаровое и пять рассеянных), две новые кометы, 775 астероидов и много переменных звезд. Провел также исследование пространственного распределения галактик, обнаружив несколько десятков скоплений галактик и одно сверхскопление. Уильям Томбо преподавал в Аризонском колледже во Флагстаффе (ныне университет Северной Аризоны), в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе. С 1946 года возглавлял отдел оптических измерений в Абердинской баллистической лаборатории в Лас-Крузесе (штат Нью-Мексико). В 1955 году начал работать в университете штата Нью-Мексико (с 1965 года в должности профессора), где создал «группу планетных исследований».
Вместе с сотрудниками исследовал вращение Меркурия, эволюцию Большого Красного Пятна на Юпитере и разработал новые фотографические методы для поиска небольших спутников Земли. Благодаря его энергии астрономическое отделение этого университета приобрело высокий статус и в сотрудничестве с другими астрономами создало крупную обсерваторию Апаче-Пойнт в горах Сакраменто. После выхода на пенсию в 1973 году Томбо продолжал активную лекторскую деятельность и до конца жизни не прекращал наблюдений неба, используя самодельный 9-дюймовый телескоп. Умер Уильям Томбо 17 января 1997 года.
2000 - в Министерстве культуры РФ состоялась церемония передачи иконы XV века «Борис и Глеб»
2000 - в Министерстве культуры РФ состоялась церемония передачи иконы XV века «Борис и Глеб», которая была похищена в 1991 году в Устюженском краеведческом музее.
Борис и Глеб - сыновья киевского князя, крестителя Руси Владимира Святославовича, после смерти которого в 1014 году они приняли мученическую смерть от вероломной руки своего старшего брата Святополка. Святые князья были канонизированы в XI веке при Ярославе Мудром и почитались в домонгольское время как на Руси, так и в Византии и на Балканах. Икона Бориса и Глеба крупного размера в XII веке находилась в Софии Константинопольской, она слыла чудотворной, с нее делались многочисленные списки. Изображения святых Бориса и Глеба можно видеть на фресках ХIII века в Болгарии и Сербии. Русские люди видели в князьях заступников и молитвенников, летописи полны рассказов о чудесах исцелений у их гроба, о победах, одержанных с помощью святых. Во многих городах Руси строились храмы во имя Бориса и Глеба, они украшались росписями и иконами с их житием. Аскетичные фигуры князей облачены в киноварно-красное козно (плащ), в шапку с меховой опушкой, обуты в красные сафьяновые сапоги. В левой руке Борис и Глеб держат меч, в правой руке - крест, символ мученичества. В фигурах подчеркнуто их княжеское достоинство, они юношески тонки, головы слегка повернуты друг к другу. Икона Бориса и Глеба XV века из иконостаса Богородице-Рождественского собора города Устюжны Вологодской области представляет собой уникальный образец верхневолжской иконописной школы.
В XVI веке икона была прославлена как чудотворная, а в 1608 году обрела всероссийскую известность как спасшая Устюжну от польско-литовского нашествия. В 1936 году Богородице-Рождественский собор был закрыт, а образ передан в краеведческий музей Устюжны. В 1970-е годы икона была отреставрирована в вологодских художественных мастерских. Красотой, совершенством и, конечно, большой стоимостью икона привлекла внимание преступников, которые после похищения в 1991 году вывезли ее за границу. Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия удалось получить сведения, что похожая по сюжету и времени создания икона фигурировала среди продаж у ряда западногерманских антикварных фирм и владельцев коллекций.
Поиски вывели на господина Татунца, продавца антиквариата, который действительно в свое время, не зная о факте кражи, приобрел икону «Борис и Глеб», однако спустя некоторое время продал произведение в другие руки. Икона, запечатленная на фотографии, полученной из музея, оказалась идентичной той, которой некоторое время владел Татунц. В процессе длительных переговоров он пришел к решению выкупить икону из частного собрания и безвозмездно передать ее России. Стоимость иконы составила сто тысяч долларов США. В январе 2000 года икона была получена в Берлине и возвращена в Россию. 4 февраля 2000 года в Министерстве культуры РФ состоялась передача иконы «Борис и Глеб» представителям Вологодского областного управления культуры.