МОСКВА, 1 фев - РИА Новости, Мария Ганиянц. Судьба художественного фильма "Ниоткуда с любовью, или Веселые похороны", в котором Александр Абдулов сыграл свою последнюю большую роль в кино - умирающего от рака художника Алика, - до сих пор не решена, сообщил режиссер картины Владимир Фокин.
"Фильм был завершен в самом начале 2007 года, и, с тех пор, вот уже больше года, картину практически никто не видел, и ее прокатная судьба мне не известна", - рассказал в интервью РИА Новости Фокин.
Он добавил, что прошли все международные и российские фестивали, а фильм кроме как на фестивале "Амурская осень" в Благовещенске нигде не показали.
По сюжету картины "Ниоткуда с любовью, или Веселые похороны", сделанному по роману Людмилы Улицкой, умирающий художник-эмигрант Алик, собирает в своей студии в Нью-Йорке близких людей. Любимых женщин художника сыграли Анна Алексахина и Елена Руфанова, а его друзей и знакомых - Владимир Еремин, Борис Клюев и Алексей Колган.
Режиссер Владимир Фокин, на счету которого такие картины как "ТАСС уполномочен заявить" (1984), "Сыщик" (1979), "Пятый ангел" (2001) признался, что если с выбором актрис на женские роли ему пришлось повозиться, то Александр Абдулов сомнений не вызвал.
"Не скрою, предложить Сашу на эту роль была не моя идея, а его друга - продюсера картины, но я сразу согласился, так как дружил с Абдуловым больше 30 лет и хотел его снять, но все как-то не получалось вместе поработать", - признался режиссер.
Фокин добавил, что уверен, что Абдулов не пожалел об участии в "Веселых похоронах": "Это действительно выдающаяся актерская работа, а ряд критиков называет роль Алика лучшей ролью Абдулова в кино".
Режиссер рассказал, что Абдулову было нелегко сниматься: "Не потому, что он чувствовал себя больным, о его страшном недуге никто тогда не подозревал, - у Саши был очень сложный грим, так как ему надо было играть много возрастов". По словам Фокина, тяжелый грим и огромный рыжий парик, стягивавший голову артиста, доставляли Абдулову немало мучений, которые он переносил стоически.
"Над Сашей все шутили, мол, "ты вообще хорошо устроился, все носятся, а ты в кресле сидишь!" (По роли, Абдулов почти весь фильм прикован к креслу)", - продолжил режиссер.
Автор фильма, пояснил, что Абдулов очень гордился своей ролью: "У него был диск, и Саша старался показывать его всем знакомым и друзьям".
Фокин добавил, что, несмотря на то, что в прокат картина до сих пор не вышла, по его мнению, у нее большой коммерческий потенциал. "С фильмом надо работать, вкладывать деньги и силы в промоушн, тогда и будет отдача".
Он признался, что не теряет надежды на удачную судьбу картины: "Не скрою, мне бы хотелось, чтобы "Веселые похороны" вышли на большой экран, и зрители увидели бы замечательную операторскую работу, и оценили бы звук, с которым мы столько возились".
Кроме того, по его словам, картину обязательно надо показать на возможно большем числе фестивалей, и только потом фильм стоит продавать на телевидение.
Для картины, считает Фокин, удачная фестивальная судьба очень важна: "Если бы не Венецианский фестиваль, то картина Андрея Звягинцева "Возвращение", получившая "Золотого льва", в России не сделала бы кассы". Он признался, что сам не очень понимает, как получилось, что "Веселые похороны" за целый год не попали ни на зарубежные, ни на отечественные фестивали. "Картина была заявлена на "Кинотавр", но фильм показали в Доме кино и "Октябре". А, как выяснилось позже, по условиям фестиваля, это категорически запрещено. И нас не взяли", - сказал он.
Фокин уверен, что если бы картина прошла несколько известных фестивалей, то ее прокатная судьба была бы другой, например, ее можно было выгодно продать за границу. "Есть так называемая "русская улица" - русскоговорящее население за границей, которому интересны наши фильмы, тем более картина, снятая по известному на Западе роману Людмилы Улицкой, который к тому же затрагивает тему эмиграции", - отметил он.
Фокин пояснил, что, "замалчивание" картины не только вина продюсеров, которые не хотят вкладывать средства в раскрутку, но и тех, кому не выгодно появление сильной ленты на экранах. "Сейчас в кино все решает пиар, например, правильное продвижение картины "Остров" поставило на его сторону даже далекую от кинематографа православную церковь. Иногда пиар бывает "черным", - это когда потенциальных конкурентов "замалчивают", - пояснил он.
Режиссер уверен, что чем выше художественные достоинства картины, тем дальше ее надо "задвинуть" (не взять на фестиваль, не дать награды), чтобы она не мешала продвигать "пустые" фильмы, в раскрутку которых вложились известные люди. "Единственный шанс в этом случае нанять "зубастых" дистрибьюторов, которые прогрызут путь в прокат", - считает он.
Фокин добавил, что у него уже был опыт "замалчивания" картины: "Мой фильм "Дом для богатых" постарались просто не заметить. Очень бы не хотелось такого будущего для "Веселых похорон".
Режиссер отметил, что даже на фестивале "Амурская осень" где все-таки удалось показать фильм в 2007 году, картина осталась без наград, хотя после просмотра некоторые члены жюри рыдали. "Дали приз лишь Абдулову, который тогда был уже смертельно болен, и то - "по совокупности", за маленькую и не очень удачную роль в "Артистке" и за сильнейшую роль в "Веселых похоронах".
Продюсеры не выдвинули фильм ни на одну российскую кинопремию, и картина осталась незамеченной.
Он добавил, что надеется на премию "Ника": "Я сам взял судьбу картины в свои руки: обратился в профессиональные гильдии (актерскую, режиссерскую, художников и композиторов), чтобы они выдвинули создателей картины на "Нику". Но так как фильма почти никто не видел, то рассчитывать на большое число голосов в пользу "Веселых похорон" не приходится".
Фокин продолжил, что на днях ему предложили показать картину на Российском кинофестивале "Литература и кино" в Гатчине: "Может этот серьезный фестиваль, который пройдет с 27 февраля по 2 марта, что-то изменит в судьбе картины".
Продюсер картины "Веселые похороны" Глеб Басманов от комментариев на тему дальнейшей судьбы фильма отказался.
Как стало известно РИА Новости, сейчас идут переговоры с "Первым каналом" и телеканалом "Россия" о продаже прав на картину. Телеканалы пока воздерживаются от комментариев.