ВАШИНГТОН, 1 фев - РИА Новости, Алексей Березин. В день гибели шаттла "Колумбия", 1 февраля, в США вспоминают не только семерых членов экипажа, но и всех, кто погиб при изучении космического пространства, говорится в сообщении НАСА.
За время исследований космического пространства в США произошло три крупномасштабных трагедии: взрыв во время испытаний космического корабля Аполлон-1 и катастрофа двух шаттлов "Челленджера" и "Колумбии". В трех катастрофах погибли 17 астронавтов, все аварии произошли при разных обстоятельствах.
ОШИБКИ ЦЕНОЮ В 17 ЖИЗНЕЙ
Первыми жертвами стали трое членов экипажа космического аппарата Аполлон-1. 27 января 1967 года во время предполетного испытания в кабине начался пожар. Все астронавты погибли от отравления продуктами горения.
Шаттл "Челленджер" потерпел катастрофу 28 января 1986 года, во время десятого старта (миссия STS-51L), на 73-й секунде полета. В результате повреждения уплотнителя твердотопливного ускорителя, шаттл получил повреждения и распался. Семь членов экипажа погибли. Это была самая крупная на тот момент катастрофа в истории пилотируемой космонавтики.
Шаттл "Колумбия", как и "Челленджер" унес вместе с собой жизни семерых астронавтов, разрушившись в небе над Техасом за 16 минут до посадки на мысе Канаверал. Причиной катастрофы стал кусок пены, отвалившийся при старте шаттла и повредивший левое крыло. Повреждений оказалось достаточно, чтобы космический челнок не выдержал возвращения на Землю.
Первые две аварии можно отнести к техническим неисправностям. Несмотря на то, что причины пожара на борту Аполлона-1 так и не были установлены, гибель астронавтов отнесли на счет ошибок в проектировании космического аппарата: начиная от 100-процентного кислорода во время уравнивания давления и заканчивая люком, который мог не открыться в случае опасности.
В аварии "Челленджера" была "обвинена" прокладка между двумя нижними сегментами ракетного ускорителя. В результате разрушения прокладки, отработанные газы попали во внешний топливный бак, что привело к разрушению шаттла "Челленджер" немногим больше, чем через минуту после старта. Как говорится в специальном докладе о причинах катастрофы, прокладка дала течь из-за того, что расширилась от предыдущих стартов.
Последняя трагедия, когда погибли семеро членов экипажа шаттла "Колумбия", произошла 1 февраля. Многие эксперты склонны винить в этой аварии руководство НАСА, которое не обратило должного внимания на предупреждения инженеров о том, что повреждения левого крыла отделившимся при старте куском пены могут стать фатальными.
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ
После катастрофы шаттла "Колумбия" руководство НАСА пересмотрело свое отношение к безопасности полетов. Это отразилось и на расписании полетов шаттлов и на процедуре подготовки к старту. В настоящее время уже на два месяца задерживается запуск шаттла "Атлантис". Несмотря на то, что старт запланирован на седьмое февраля, его снова могут перенести. Теперь из-за проблемы с одним из четырех шлангов, по которым поступает фреон для системы охлаждения космического челнока. Шланг оказался частично пережатым, что создает в нем дополнительное давление. Утечки фреона обнаружено не было, однако исключить ее полностью нельзя. Проблема была обнаружена менее чем за сутки до того, как руководство НАСА должно было объявить о готовности шаттла к старту 7 февраля. На сайте НАСА в интернете уже размещено сообщение, что "Атлантис" готов к старту. Однако, окончательно об этом можно будет говорить только после того, как лаборатория НАСА в Калифорнии даст заключение о том, представляет ли угрозу пережатый шланг.
Первоначально запуск "Атлантиса" был запланирован на 6 декабря, но был перенесен из-за проблем с датчиками топливной системы.
Теперь руководство НАСА ведет себя осторожно. Как сообщил РИА Новости представитель НАСА Майкл Кьюри, даже в случае образования утечки фреона из частично пережатого шланга, на борту шаттла не будет введена чрезвычайная ситуация.
"Да, в случае утечки нам придется сократить время пребывания шаттла в космосе, но не более того. Никакой угрозы экипажу и самому шаттлу в случае утечки фреона не будет", - сказал Кьюри в интервью РИА Новости.
Он уточнил, что шаттл оборудован двумя системами кондиционирования. "Они работают по обычной схеме, как в жилом доме, они забирают теплый воздух и выводят его в грузовой отсек. Если шланг даст течь, то одна из систем будет отключена и шаттл будет получать кондиционированный воздух только на 50 % - в этом нет ничего страшного", - говорит Кьюри.
Отвечая на вопрос об угрозе самого фреона, Кьюри сообщил, что грузовой отсек не соединен с кабиной, где находится экипаж и никакой угрозы для жизни людей нет. "В случае утечки астронавты не подвергнутся угрозе", - сказал собеседник агентства.
Единственно возможный вариант, когда астронавты окажутся рядом с шлангом системы охлаждения, который расположен в грузовом отсеке - это во время выхода в открытый космос. Астронавты будут в скафандрах, а перед возвращением могут пройти специальную процедуру обезвреживания, чтобы опасные вещества не попали внутрь шаттла.