Андраник Мигранян, политолог
Выборная кампания в Армении и ее исход 19 февраля выглядят весьма предсказуемо. Тем не менее, ряд претендентов на пост главы государства представляет для нас интерес: это весьма заметные фигуры в политической жизни Армении последних 15-20 лет.
Примечательно, что многие сегодняшние участники президентской гонки на разных этапах своей политической карьеры были соратниками, друзьями, коллегами первого президента независимой Армении. Что касается самого Левона Тер-Петросяна, то его решение участвовать в нынешних выборах мотивировано, прежде всего, желанием целой плеяды политиков первой демократической волны попытаться вернуться в большую политику. Для них это - последняя попытка. В то время как другой кандидат - Серж Саркисян - сегодня уже является одним из главных действующих лиц армянской политики. Даже по оценкам Тер-Петросяна, который не особенно жалует Сержа Саркисяна, последний был очень успешным министром его кабинета. Сейчас же, будучи руководителем правительства, он использует благоприятную экономическую конъюнктуру, повышает пенсии и зарплаты накануне выборов. Недавние соцопросы говорят о том, что более половины избирателей готовы отдать свои голоса Саркисяну.
Попытки экс-президента превратить избирательную компанию в противостояние Тер-Петросян - Саркисян не увенчались успехом: другие кандидаты не хотят быть союзниками Тер-Петросяна. Они имеют личные счеты в большей степени к нему самому, чем к действующей власти. Я имею в виду, к примеру, Вазгена Манукяна, одного из главных соратников Тер-Петросяна по карабахскому движению. Выступая против нынешних президента и премьера, Манукян между тем не забывает, что в 1996 году, когда он, по мнению многих наблюдателей и экспертов, победил на президентских выборах, тогдашний лидер страны Левон Тер-Петросян и его окружение фактически украли эту победу.
Еще один кандидат - Ваган Оганесян также не может стать союзником экс-президента, поскольку его партия Дашнакцутюн входит в правящую коалицию, участвует в правительстве и поддерживает политику президента Роберта Кочаряна. А в период правления Тер-Петросяна эта партия подвергалась судебному преследованию в Армении, ее нынешний кандидат в президенты сидел в тюрьме. Бывший спикер армянского парламента Артур Багдасарян, также претендующий на президентское кресло, хотя и критикует действия властей, еще недавно был опорой администрации Роберта Кочаряна, так что сам несет долю ответственности за сложившуюся ситуацию в республике - как в экономике, так и в социальной жизни.
О разобщенности оппозиции говорят и последние выступления лидера "Национального согласия" Арташеса Гегамяна, пафос которых в основном направлен против экс-президента. Полагаю, и другие кандидаты от оппозиции не позволят Тер-Петросяну извлечь серьезную выгоду из сравнений положения Армении "до" и "после". Эти люди отмечают, что все негативные моменты, о которых столь негодующе говорит сейчас Левон Тер-Петросян, были заложены именно в период его правления, который оказался для этих политиков роковым.
Чтобы привлечь на свою сторону электорат, Тер-Петросян предрекает ухудшение социально-экономического положения страны, ее международных позиций в случае избрания президентом Сержа Саркисяна. Но, похоже, предсказание катастрофы не очень-то пугает избирателей, которые хорошо помнят, в каком состоянии находилась Армения при правлении Тер-Петросяна. Вот почему это обстоятельство не позволяет перевести избирательную компанию в плоскость двустороннего конфликта между Тер-Петросяном и Сержем Саркисяном. Попытка экс-президента превратить президентскую кампанию в подобие суда над действующей властью сулит вылиться в суд над администрацией Тер-Петросяна.
Познакомившись с его программой, с сожалением хочу отметить, что она изобилует призывами избавить республику от коррупции, создать нормальную среду для бизнеса, развивать науку, образование, добиться морально-нравственного очищения общества и т.д. При этом в программе нет даже намеков на то, через какие механизмы, с какой командой он собирается реализовывать свои намерения. Кстати, это же относится и к таким ключевым внешнеполитическим вопросам, как проблема Нагорного Карабаха и нормализация отношений с Турецкой Республикой. Он допустил грубую ошибку, когда решил сосредоточиться исключительно на жесткой критике действующей власти, не останавливаясь перед недопустимыми для серьезного политика личными оскорблениями в адрес действующего президента, премьера, их родных и близких.
В то же время Серж Саркисян, не ввязываясь в прямые дебаты с Тер-Петросяном, построил свою кампанию, с одной стороны, сосредоточившись на решении текущих проблемах, а с другой - определенно говоря о будущем республики, о тех стратегических направлениях развития, которые вытекают из нынешней ситуации и которые могут быть реализованы в ближайшие годы.
Скорее всего, армянский электорат, отличающийся рациональным мышлением, в подавляющем большинстве проголосует за действующую власть, которая, обеспечив стабильность и устойчивый рост экономики, уже сейчас проводит конкретные действия для улучшения положения простых людей, хотя я не исключаю конъюнктурный характер этих мер. Видимо, между горьким прошлым, о чем Тер-Петросяну напоминают его оппоненты, и, может быть, не роскошным, но осязаемым настоящим армянский электорат выберет последнее в надежде на реальное улучшение в будущем.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции