Рейтинг@Mail.ru
Новгородка изучает изделия славян из необычных шкур - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Новгородка изучает изделия славян из необычных шкур

Читать ria.ru в
Дзен
Обычным для ремесленников средневекового Великого Новгорода, а также мастеров из других городов Древней Руси было использование кожи домашних животных - мелкого и крупного рогатого скота. Археологам на раскопах ранее также встречались единичные изделия из кожи свиней и лошадей.

ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД, 31 янв - РИА Новости, Андрей Летягин. Старший научный сотрудник Новгородского госмузея-заповедника (ГМЗ) Татьяна Матехина изучает найденные археологами изделия древних славян из "необычной кожи", сообщил РИА Новости представитель учреждения.

"Этот материал - немногочисленный, специфический и не всегда понятный", - говорит о предмете своих исследований сама Матехина.

Обычным для ремесленников средневекового Великого Новгорода, а также мастеров из других городов Древней Руси было использование кожи домашних животных - мелкого и крупного рогатого скота. Археологам на раскопах ранее также встречались единичные изделия из кожи свиней и лошадей.

Характерно, что средневековые ремесленники использовали даже кожу с самых "интимных мест" животных. Подобные изделия были найдены, в частности, на Дмитриевском, Михайловском, Неревском и Славенском новгородских раскопах. Из кожи мошонок древние ремесленники изготавливали, например, раздвижные футляры и мешочки необычного покроя, которые стягивались ремешками и использовались для хранения небольших предметов.

"Интересно, необычно выглядят изделия из "чешуйчатой кожи", - говорит исследовательница.

Ранее считалось, что узор в виде чешуи на этих кожах был штампованным.

"Это определение было традиционным, однако некоторая асимметрия и наблюдавшаяся во всех случаях идентичность "чешуйчатого" рисунка навели на мысль о его принадлежности к коже конкретного животного (или об имитации ее) и заставили искать другое определение, более точное, чем просто чешуя", - отмечает Матехина.

По словам сотрудницы ГМЗ, поиски "оригинала" оказались запутанными, поскольку чешуйчатая кожа, прежде всего, ассоциировалась с водными и земноводными животными и пресмыкающимися.

"Сочетание чешуи и волосков свидетельствовало о том, что "чешуйчатый" рисунок был естественным, а не штампованным, и что это не могли быть ни рыба, ни крокодил, ни змея, ни ящерица", - рассказала она.

Татьяна Матехина вспоминает, что ответ нашелся неожиданно: как оказалось, древнерусские ремесленники использовали хвосты европейских (речных) бобров. Эту гипотезу полностью подтвердила экспертиза, проведенная сотрудниками Зоологического института РАН. На Кировском и Неревском раскопах в Великом Новгороде были найдены изделия из бобровых хвостов 13 века.

По словам Матехиной, хвосты бобров почти идеально подходили для изготовления ножен. "Половина бобрового хвоста представляла собой почти готовую выкройку ножен", - сказала исследовательница.

Подобные ножны из бобровой кожи были обнаружены не только в Великом Новгороде, но и на раскопках в Тверском кремле в слоях 13-14 веков. Ножны из специфического материала могли быть и грубоватыми, и изящными. Кожа бобров, помимо всего прочего, обладала водоотталкивающими свойствами.

Найденные в Великом Новгороде и Твери обрезки кожи бобровых хвостов свидетельствовали о местном производстве изделий из нее.

Несмотря на распространенность бобров, археологические и этнографические вещи из их кожи остаются редкостью. "Находки из кожи бобра являются новым и немногочисленным источником", - отмечает Матехина.

Вероятно, изделия из бобровых хвостов были доступны далеко не каждому, возможно также, что кожа бобра была для выделки неудобна, считает сотрудница ГМЗ.

"Поскольку кожаным находкам одновременны несколько амулетов из костей бобра, можно предположить некоторую сакральную (священную, магическую) значимость и изделий из кожи бобрового хвоста, однако веских оснований для этого нет", - добавила она.

Как предполагает исследовательница, использование кожи бобра "могло быть опытом, не получившим развития". "Если это было временным явлением, то такую моду по общей датировке всех находок из кожи бобрового хвоста можно отнести к средине 12-го - первой половине 14-го веков", - говорит Татьяна Матехина.

Она не исключает, что исчезновение в более поздних археологических слоях изделий из бобровой кожи могло быть связано с изменением экологической ситуации.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала