Татьяна Синицына, обозреватель РИА Новости.
В Пекине подписан первый в истории российско-китайских отношений экологический документ - Соглашение о рациональном использовании и охране трансграничных вод. 29 января под ним поставили подписи министр природных ресурсов России Юрий Трутнев и министр иностранных дел Китая Ян Цзечи.
Событие - знаковое и обнадеживающее с экологической точки зрения. Новый документ показал, что Китай готов к формированию комплексной договорно-правовой основы для решения крупных природоохранных проблем, связанных с загрязнением водных объектов. Реализация Соглашения, несомненно, будет способствовать экологической безопасности в Дальневосточном регионе, состояние которой очень тревожило Россию в связи с интенсивным экономическим развитием северных приграничных территорий Китая.
Антропогенное давление на приграничные реки с китайской стороны крайне велико. Например, доля КНР в общем сбросе сточных вод в реку Аргунь, впадающую в Амур, составляет 87,5%. На амурском участке, от устья Аргуни до устья Сунгари, 75% сбрасываемых отходов - китайские, а в реке Уссури их доля - 97,6%.
Грубая эксплуатация реки, неразумное водопользование печально сказывается на биологическом режиме реки, разрушает ее жизнь, приводит к деградации трансграничных экосистем амурского бассейна. Амур, значительная часть бассейна которого - 820 тыс. кв.км. -- находится в китайских пределах, погружается в экологическую кому. Биологи, экологи, гидрологи все последние годы твердят о процессах омертвения амурских вод. А кому нужна мертвая река?
На берегах Амура и его крупных притоков размещены тысячи населенных пунктов. При этом демографическое напряжение в бассейне реки со стороны Китая превосходит российское в 14 раз. Только Харбин имеет население 7 млн. человек. Деятельность людей не проходит даром, тем более что значительная часть стоков сбрасывается неочищенными или плохо очищенными.
Все города и поселки со стороны России имеют сооружения по очистке вод (чего не скажешь о противоположном береге). Правда, их мощности сегодня недостаточны. Например, требуют расширения и модернизации очистные сооружения в Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Биробиджане. Губернаторы бьются над этой проблемой не первый год, но теперь ее решение должно сдвинуться с места, ибо обязательства по Соглашению берут на себя обе стороны.
На планете остались только три большие «свободные» реки, не перегороженные плотинами в главном русле, и среди них - Амур (протяженность 2834 км). Казалось бы, ненарушенные экосистемы, разнообразие природных условий и биологических видов, благоприятствуют процветанию всей амурской экосистемы. Но сегодня ни природный иммунитет, ни силы естественной саморегуляции реки уже не справляются с тем режимом жизни, который навязал Амуру человек.
Эта великая река, находящаяся в десятке самых крупных рек мира, формирует воды за счет стока, поступающего с территорий четырех государств - России (54% общей площади), Китая (44%) и в меньшей доле - Монголии и Северной Кореи. Многие тысячелетия развития цивилизации в северо-восточной Азии река поила поколения людей. Сегодня же амурская вода совершенно непригодна для употребления. Это, скорее, опасный химический реагент, ядовитый коктейль, состоящий из органических соединений, тяжелых металлов, нефтепродуктов и всевозможных механических взвесей. Предельно допустимые концентрации вредных веществ в ней превышают принятые санитарные нормы в десятки раз.
Являясь миграционным коридором и местом нереста богатейших рыбных стад, Амур из-за плохого качества воды уже недосчитывает по крайней мере половины тех биологических (водных и околоводных) видов, которые зарегистрированы в его экосистеме.
Российско-китайское межправительственное соглашение, подписанное в Пекине, нацеливает обе страны на позитивный режим сотрудничества ради сохранения ресурсов трансграничных рек. Этот документ, готовившийся усилиями российско-китайских рабочих групп, вырабатывался скрупулезно и столь медленно, что, казалось, ежедневно теряющий силы Амур погибнет прежде, чем договорятся люди.
Но вот - договорились. Причем в ходе длительных переговоров Министерству природных ресурсов России удалось существенно трансформировать концепцию документа, подготовленного китайскими переговорщиками. В частности, сохранены структура и основные положения документа, отвечающие интересам российской стороны, а также исключены неприемлемые для России положения о сотрудничестве в области гидроэнергетики. В соглашении отражены основные принципы трансграничных водных объектов, содержащихся в Конвенции ЕЭК (Европейская экономическая комиссия) ООН по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер.
У Китая репутация трудного переговорщика. С другой стороны, известно, что он - очень обязательный партнер, непременно выполняющий взятые на себя обещания. Именно это и вызывает оптимизм.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции