На Бали с 28 января по 1 февраля проходит вторая сессия Конференции государств-участников Конвенции ООН против коррупции. Главы российской делегации, первый заместитель председателя комитета по безопасности Госдумы Михаила Гришанкова ответил на вопросы РИА Новости. Беседовал Михаил Цыганов.
- Что такое коррупция в Россия?
- Оценок положения дел с коррупцией в нашей стране много, и они самые разные. Есть и такие, когда ряд экспертов делает заявления, что объем коррупции равен валовому продукту страны. На мой взгляд, это нереально и просто невозможно.
Поскольку ситуацию с коррупцией нельзя выразить в конкретных числах, лучше посмотреть на отношение к ней людей, точнее - восприятие коррупции обществом. А уровень его беспокойства в отношении этой проблемы очень высок.
- А где положение дел особенно плохо? В каких регионах или структурах?
- Нет структур, которые были бы «чисты». К сожалению, это факт, и здесь, на Бали, в разговорах со многими экспертами из других стран я вновь убедился, что во всех государствах аналогичная ситуация.
Но если проанализировать ситуацию именно в нашей стране, то совершенно явно на первый план выходит бытовая коррупция, с которой наши граждане сталкиваются на низовом уровне - в образовании, в здравоохранении, при взаимодействии с муниципальными органами власти. Во-вторых, коррупция верхнего уровня, когда речь уже идет о государственном аппарате... К сожалению, очень многие структуры поражены...
- Почему в борьбе с коррупцией упор делается на репрессивные, экономические и организационные меры, а вопросы нравственности остаются забытыми?
- Не совсем согласен с этим, и хотел бы отметить, что и я, и многие мои коллеги считали и считаем, что репрессивные меры, взятие проштрафившегося чиновника под стражу - это борьба со следствиями. Намного важнее меры предупредительные, профилактические, а в этом комплексе вопросы воспитания являются приоритетными.
К сожалению, за 90-е годы мы потеряли очень многие нравственные ориентиры, многое из того позитивного, что было при Советском Союзе. И сейчас нравственное, духовное - важнейшие элементы, которые должны содействовать формированию в обществе негативного отношения к коррупции.
Вы знаете, ряд социологических опросов показывает: граждане начинают мириться с коррупцией!
- А не является ли это нормальным для России? С коротким перерывом на тот период, когда за коррупцию расстреливали?
- Я не стал бы говорить, что коррупция является неотъемлемой чертой именно России. Вот здесь, на конференции все говорят о тех проблемах, которые они решают, и видно, что коррупция есть во всех странах. Просто мы больше говорим именно о своей специфике: не деньгами, а щенками (если вспомнить классиков), и многими другими вещами...
Коррупция - да, есть. Но она в принципе присуща человеческой природе... И если человек обладает полномочиями, но нравственно не силен, то при появлении какого-то соблазна он начнет торговать своей властью...
Коррупция - да, есть. Но ее можно минимизировать, так выстраивая госаппарат, чтобы он находился под контролем общества. Тогда коррупции будет меньше.
- В своем выступлении на открытии сессии вы упомянули, что в последние годы РФ третьей среди государств "большой восьмерки" (после Великобритании и Франции) ратифицировала КОПК и Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, а в прошлом году стала полноправным членом Группы государств против коррупции (ГРЕКО). Зачем это нужно самой России?
- Ратификацией этих договоров Россия подтвердила политическую волю к борьбе с этим злом и взяла на себя обязательства в сжатые сроки принять конкретные меры правового и организационного характера, чтобы соответствовать весьма жестким требованиям обеих конвенций.
- Какие практические меры последовали за ратификацией?
- После ратификации конвенций Указом Президента была создана межведомственная рабочая группа под руководством помощника Президента Виктора Иванова. За прошедший год она превратилась в мощный механизм мобилизации политических, интеллектуальных и организационных ресурсов государства как на совершенствование нашего антикоррупционного законодательства, так и в целом - на формирование всеобъемлющей и эффективной системы предупреждения и противодействия коррупции. В частности, в сжатые сроки подготовила пакет предложений, направленных на существенное усиление нашего антикоррупционного законодательства.
Многие из них уже прописаны в проекте Федерального закона "О противодействии коррупции". Такого закона с нетерпением ждет все наше общество. Его принятие будет иметь огромное политическое и социальное значение.
- Почему?
- Впервые в отдельном специальном законодательном акте будут закреплены правовые основы противодействия коррупции в Российской Федерации, раскрываются такие ключевые понятия, как "коррупция", "коррупционное правонарушение", "противодействие коррупции", излагаются основные принципы противодействия коррупции (необходимо подчеркнуть, что главными из них признаются безусловное обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, а также принципы неукоснительного соблюдения законности и неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений).
В проекте закона коррупция определяется путем перечисления противоправных действий, являющихся наиболее рельефным проявлением коррупции, указывается на существенный признак коррупции - незаконное использование публичным должностным лицом своего властного или служебного положения вопреки законным интересам государства, сопряженное с получением выгоды, либо незаконное предоставление такой выгоды другими лицами.
Новаторскими положениями являются нормы, предусматривающие проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции и постоянное совершенствование системы и структуры государственных органов, включая создание механизма общественного контроля за их деятельностью.
Исключительно важным является также зафиксированное в законопроекте "О противодействии коррупции" положение об образовании отдельного органа, уполномоченного на решение задач в сфере предупреждения, профилактики и противодействия коррупции в России, что отвечает нормам и Конвенции ООН против коррупции, и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию.
- То есть речь в законопроекте идет и о профилактике?
- Прописанная в законопроекте система мер противодействия коррупции строится на использовании, прежде всего, мер упреждения, направленных, в частности, на создание в государственной и муниципальной службе "атмосферы невыгодности" коррупционного поведения. Поэтому основной акцент в проекте сделан на комплекс мер предупредительного, профилактического характера.
В этом разделе важнейшими представляются такие меры, как:
- введение обязательного декларирования должностным лицом имущества, принадлежащего не только ему, но и членам его семьи;
- введение обязательного контроля за сделками и финансовыми операциями не только должностных лиц, но и членов их семей;
- обеспечение прозрачности, конкуренции и объективности при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд.
Серьезным фактором в предупреждении и профилактике коррупции может стать введение в практику антикоррупционной экспертизы нормативных актов и их проектов с целью выявления и устранения коррупциогенных положений. В пилотном режиме институт антикоррупционной экспертизы уже прошел апробацию в Государственной думе и подтвердил свою эффективность.
- Что еще?
- Важным моментом является предоставление гарантий неприкосновенности лицам, оказывающим содействие в противодействии коррупции. Предполагается закрепить законодательно норму, в соответствии с которой лицо, сообщившее о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказывающее содействие в противодействии коррупции, находится под защитой государства.
Проект закона "О противодействии коррупции" вводит трехлетний мораторий на трудоустройство служащего после увольнения с государственной службы в организации, отдельные функции управления которыми входили ранее в должностные обязанности уволившегося.
Также впервые устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность за коррупционные правонарушения, совершенные работниками юридических лиц и самим юридическими лицами, вплоть до конфискации их имущества и ликвидации последних. Среди прочего, данные административные нормы направлены на выполнение международных обязательств Российской Федерации об установлении ответственности юридических лиц за коррупцию.
Кроме того, Уголовный кодекс Российской Федерации будет дополнен положениями, закрепляющими в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации уголовную ответственность за коррупцию иностранных должностных лиц и должностных лиц международных организаций.