Я, наверное, совсем тупой, потому что очень рад увеличению штрафов за нарушение правил дорожного движения. Я даже считаю, что мало их увеличили - надо бы еще раза в два поднять, чтобы нарушитель света белого не взвидел. Но только при одном обязательном условии: дороги, наконец, должны стать понятными.
Вот я тут на днях был в моем любимом городе Твери. Мне надо было подъехать на машине к вокзалу, тещу с тяжелыми сумками встретить. Вокзал в Твери очень красивый, с башней, на «Биг Бен» похож, только часы не работают. Проелозил я мимо него по площади раз пять - и хоть убей не могу понять, как законно на привокзальную площадь проникнуть. Один въезд кирпичом перекрыт, другой тоже, а по третьему троллейбусы на улицу выезжают - вроде как встречное движение. При этом машины возле вокзала стоят - значит как-то туда попадают. Плюнул я и под один из кирпичей проехал. Естественно, тут же в воздухе материализовался гаишник со своим «нарушаем!» Я ему даже обрадовался: хрен с ним, пусть оштрафует, но зато хоть объяснит, как понимать этот ребус с кирпичами.
- Вон там въезд, - дорожный гвардеец махнул рукой в сторону второго знака, запрещающего проезд.
- Так ведь там кирпич! - не понял я.
- А что там дорога из двух полос состоит, разве не заметно? Кирпич относится к одной полосе, а другая свободна.
Я пригляделся. Въезд был слегка шире остальных, но ни разметки, ни стрелок, разъясняющих количество полос, на нем не было. Гаишник между тем уже энергично листал брошюру с ПДД.
- Вот, видите? - ткнул он пальцем в какой-то пункт. - Здесь написано, что если на дороге нет соответствующих знаков и разметки, то водитель должен сам на глаз определить количество полос и поступать соответствующим образом.
Я глянул в брошюру. Действительно - так и написано.
- Товарищ лейтенант, а скажите честно, вот если бы вы были не гаишником, а, к примеру, гинекологом, вы бы сами смогли понять, как правильно подъехать к этому вокзалу? Ведь нет.
- Слава Богу, я не гинеколог, - улыбнулся гаишник.
- Слава Богу, сегодня еще декабрь 2007-го, а не январь 2008-го, - улыбнулся я. Разговор наш закончился тем, что ничего я гаишнику не заплатил. Почему - не скажу.
Или вот недавно в той же Тверской области мы с фотографом Глебом Щелкуновым на трассе «Калязин - Тверь» чуть не отправились на тот свет. Из-за пригорка прямо на нас вылетела «Хонда», разминуться успели в каких-то нескольких метрах. Проехав дальше, мы обнаружили, что встречная машина просто послушалась разметки, которая почему-то в этом месте разрешала самоубийственный обгон в гору.
В тот же день я разговаривал на эту тему с и.о.начальника ГИБДД Калязинского района Павлом Горивщенко, который только что отправил в областное следственное управление документы по мертвому Бачинскому:
- А разметка тут вообще не при чем, - ответил мне старший лейтенант, листая ПДД. - И знаки тоже. В условиях недостаточной видимости правила обгон однозначно запрещают.
- А зачем тогда разметку такую рисовать? Это что - прикол или вредительство?
- Мы с дорожниками постоянно конфликтуем, - вздохнул и.о. - Предписания пишем, штрафы рисуем. Но на все времени не хватает: нас на весь район всего 10 человек, передвижных постов ДПС всего 2 штуки, еле успеваем штрафы выписывать и административные дела заводить.
За спиной у лейтенанта Горивщенко висит карта под названием «Топографический анализ аварийности». Больше всего он похож на дерево облепихи в период плодоношения. Только вместо оранжевых ягод - синие и красные канцелярские кнопки. Синие - это раненные, красные - убитые. Одна из красных кнопок - это Бачинский. Он уже не последний.
Истории про «неправильные правила» на дорогах я могу рассказывать долго, но в этом нет никакого смысла. Если у вас есть российские водительские права, вы и сами можете вспомнить их не меньше сотни. Ситуации, когда невозможно понять, что дорога имеет в виду, возникают постоянно. Разметка или врет, или отсутствует. Дорожные знаки там, где они должны стоять, не стоят, зато они красуются месяцами там, где уже давно закончены ремонтные работы. Светофоры залеплены грязью и в ясную погоду не поймешь, какой отсек горит, а какой просто отражает солнечный свет. Светоотражатели на отбойниках не чищены неделями и ничего не отражают. Лежачие полицейские зачастую появляются под колесами без предупреждающих знаков и награждают водителей разбитой подвеской. Колдобины на дорогах не соответствуют никаким ГОСТам. Парковаться негде. Указатели даже в Москве и Питере понятны только тем, кто уже двадцать раз плутал вокруг них, матеря все на свете, а уж про другие города говорить не приходится. А знак «Выбирайте пути объезда»? Почему бы не нарисовать конкретную схему? В конце концов, водитель не обязан возить с собой атлас дорог. В результате - сотни машин начинают метаться по ближайшим незнакомым переулком, которые тоже понятностью не блещут, невольно нарушая правила и создавая аварийные ситуации.
Чтобы требовать от людей неукоснительного соблюдения каких бы то ни было правил, нужно, на самом деле, всего две вещи: создать условия для их выполнения и назначить жесткие санкции за их нарушение. С санкциями у нас теперь полный порядок. Осталось теперь добиться самого главного - сделать так, чтобы человек, который готов неукоснительно соблюдать закон на дорогах, смог бы это сделать, даже если он не блещет умом и сообразительностью. Повысившиеся с 1 января штрафы неизбежно поставят эту проблему в национальном масштабе. Ощутив на собственном кармане возросшую требовательность государства за нарушение ПДД, водители начнут требовать от власти взаимного исполнения обязательств. Если раньше, нарушив «сплошную», шофер платил гаишнику пятисотку и особо не задумывался, законно ли здесь вообще эта сплошная нарисована, то теперь он очень даже заинтересуется, потому что цена вопроса выросла кардинально. И, если окажется, что «сплошная» не права, то суд уже не будет для него простой формальностью.
Дороги, наконец, должны стать умными. Это значит - понятными даже для дураков. Я хочу, чтобы те, кто в нашей стране отвечает за происходящее на асфальте, наконец, поняли: на дорогах мы все идиоты. И я тоже. Не надо нам никакой «презумпции сообразительности». У нас нет времени останавливаться через каждый километр, открывать ПДД и решать головоломку - что здесь имеется в виду. На асфальте все должно быть предельно просто и ясно - как в хорошем гипермаркете: вон туда «Ашан», туда парковка, а за тем углом сортир. Даже если ты едешь без превышения скорости, по своей полосе, пристегнутый, с детским креслом, включенными фарами - все равно на оценку обстановки у каждого из нас есть несколько секунд. Причем иногда эти секунды становятся роковыми.
Господа дорожники, господа гаишники! Возьмите толстый карандаш и напишите на стене в своих кабинетах профессиональное «правило №1»: «По дорогам ездят дураки, только дураки и никого, кроме дураков». Тогда, глядишь, через несколько лет двумя бедами в России станет меньше.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции