Рейтинг@Mail.ru
Ташкент - Вашингтон: игра по новым правилам - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Ташкент - Вашингтон: игра по новым правилам

Читать ria.ru в
Дзен
Визит в Узбекистан адмирала Уильяма Фэллона дал повод ожидать изменений во внешнеполитическом курсе страны, которую вновь после декабрьских выборов возглавил Ислам Каримов. Командующий Центральным командованием Вооруженных сил США был принят президентом Узбекистана, и в ходе беседы, как указывает национальное информагентство УЗА, состоялся обмен мнениями по обеспечению региональной безопасности и стабилизации обстановки в соседнем Афганистане.

Санобар Шерматова, член Экспертного совета РИА Новости.

Визит в Узбекистан  адмирала Уильяма Фэллона  дал  повод ожидать изменений во внешнеполитическом курсе страны, которую вновь после декабрьских выборов возглавил Ислам Каримов.  Командующий Центральным командованием Вооруженных сил США был принят президентом Узбекистана, и в ходе беседы, как указывает национальное информагентство УЗА, состоялся обмен мнениями по обеспечению региональной безопасности и стабилизации обстановки в соседнем Афганистане. О том, что именно афганская проблема была в центре  переговоров, указывает и перечень лиц, с которыми встречался  высокий гость - секретарь Совета безопасности, министры обороны и иностранных дел, командующий пограничными войсками республики.

Кроме Узбекистана и самого Афганистана, адмирал побывал в Пакистане, Киргизии и Таджикистане. Но именно визит в Ташкент привлек  внимание экспертов.  По мнению некоторых из них,  Соединенные Штаты активизируют поиск диалога с узбекским руководством, стремясь вернуть свое влияние в эту стратегически важную республику Центральной Азии. После трагических событий в Андижане в мае 2005 года Узбекистан, в ответ на критику с Запада,  потребовал закрыть дислоцировавшуюся вблизи города Карши американскую военную базу. С тех пор отношения двух стран  держались на нуле. Однако накануне президентских выборов Ислам Каримов неожиданно  стал говорить о силах, стоящих между Узбекистаном  и Западом.  «Нетрудно понять, что им хотелось бы существования таких разногласий, от которых они получали бы определенную выгоду... Узбекистан в своей внешней политике всегда был и остается сторонником взаимного уважения и взаимовыгодного сотрудничества со всеми близкими и дальними соседями, в том числе США и Европой»- заявил Каримов.

Европейцами сигнал был услышан. На следующий день после приведения к присяге президента Узбекистана,  17 января, спецпредставитель ЕС  Пьер Морель заявил, что Европейский Союз «считает Узбекистан надежным партнером и является сторонником укрепления и расширения дальнейшего сотрудничества». Брюссель опередил Соединенные Штаты в налаживании диалога: в прошлом году были частично смягчены санкции, введенные европейцами   по следам событий в Андижане. В ответ Узбекистан амнистировал нескольких правозащитников, отменил с 1 января 2008 года смертную казнь и передал судам право на выдачу санкций для заключения под стражу, продемонстрировав, что заинтересован в нормализации отношений с Европейским союзом.

Ташкент никак не может устраивать роль международного изгоя, а европейцы в прошлом году приняли на вооружение новую стратегию, согласно которой в Центральной Азии проблемы продвижения демократии уступают первенство энергетическим интересам ЕС. Но не все так просто, когда имеешь дело с таким трудным партнером, как Ташкент. Внешнеполитические приоритеты Узбекистана  уже выстроены: на Западе - Германия, на Востоке - Япония,  влиятельные страны, от которых почти не звучало критики в адрес Ташкента. Спокойно себя чувствуют  немецкие военные на авиабазе в Термезе на границе с Афганистаном. Влиятельный узбекский аналитик, близкий к министерству иностранных дел, в беседе с экспертом заявил, что  вопрос о немецкой базе был согласован с Москвой, а в Берлине об этом факте хорошо осведомлены. Что касается Японии, то отношения с Ташкентом (как и вообще присутствие в Центральноазиатском регионе) чрезвычайно важны  для ограничения влияния Пекина, играющего заметную роль в Шанхайской организации сотрудничества. И это на руку узбекской стороне, которая  нуждается в партнерах помимо России и  стран ШОС.

Очевидно, что триумфального возвращения в Узбекистан американских интересов не произойдет. По той причине, что  нынешняя ситуация в регионе принципиально отличается от конца 90-х годов, когда зарождались узбекско-американские связи.  В то время Узбекистан оказался на мушке боевиков исламского движения, базировавшихся в  Афганистане и Таджикистане. Ташкент по своим каналам получил информацию, что российское руководство не намерено оказывать помощь в случае нападения боевиков. Узбекистан в 1999 году вышел из Договора о коллективной безопасности (расцененный как разрыв с Москвой) и стал сближаться с Вашингтоном,  пытаясь опереться на него в борьбе с исламскими экстремистами. Удачей для узбекского руководства стало то обстоятельство, что в ходе американской операции в Афганистане в 2001 году основные силы исламского движения были разгромлены.

Но сегодня  в регионе сложилась иная формула безопасности. Здесь главную роль играют ОДКБ и ШОС, организации, в которых велико влияние России и Китая. Именно с этими структурами Узбекистан связывает теперь свою систему безопасности. Взять хотя бы тот факт, что узбекское руководство добилось, чтобы в качестве базы для штаб-квартиры  Региональной Антитеррористической структуры ШОС был избран Ташкент (поначалу планировался Бишкек). Узбекский  парламент на днях  ратифицировал ряд документов,  приступив к завершению процедуры присоединения страны к нормативно-правовой базе ОДКБ. Конечно, возвращение Узбекистана стало возможным после встречных шагов Кремля. Так, враждебные Узбекистану организации,  Исламское движение Узбекистана, партия Хизб ут тахрир (партия исламского освобождения)  оказались не только в российских черных списках, но и, в результате лоббистских шагов российских дипломатов, были занесены в соответствующие досье всех стран ОДКБ и ШОС.

Теперь пересматривать сложившуюся систему союзничества и партнерства, в которую он  уже прописался, Узбекистану не резон.  Что вовсе не означает табу на возобновление связей с Соединенными Штатами. Афганская проблема, вызывающая озабоченность Ташкента, может стать точкой нового отсчета в отношениях двух стран. Но есть принципиальное отличие, оно заключается в статусе американцев.  В конце 90-х  - начале нового века США для Узбекистана были  союзником номер один. Теперь  они могут вернуться только в качестве одного из игроков в регион, где уже действуют Россия, Китай, Европейский союз.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала