Иван Захарченко, международный обозреватель
МОСКВА, 27 янв - РИА Новости. Его почти уже забыли - бывшего диктатора Мухамада Сухарто, который после развала своего режима 10 лет назад вел тихую жизнь в частном доме в Джакарте. Вспомнили, когда 86-летнему старику стало плохо и он в конце концов скончался в больнице из-за отказа внутренних органов.
Так закончилась жизнь человека с отеческой улыбкой и "железными кулаками", который правил Индонезией более трех десятилетий с помощью режима, считающегося чуть ли ни самым жестким и коррумпированным в ХХ веке.
Тем не менее, память о Сухарто почтили нынешний президент Юдхойоно и мусульманские лидеры страны, и сотни людей присоединились к траурной процессии политиков и правительственных чиновников от госпиталя, где скончался бывший лидер, до его дома. Шествие транслировалось в прямом эфире по национальному телевидению. Правительства стран, окружающих Индонезию, выразили свои соболезнования народу этой страны.
Сухарто называли "отцом развития" Индонезии, и многие сейчас вспоминают его правление с изрядной долей ностальгии. И это - несмотря на то, что, по некоторым данным, при нем были уничтожены сотни тысяч коммунистов и подозреваемых в симпатиях к ним, а также сторонники независимости Папуа - западной части острова Новая Гвинея, провинции Ачех и бывшей португальской колонии в восточной части острова Тимор. Причем, никто так и не понес наказания за эти действия.
Вместе с тем, за 32 года кровавого авторитарного правления Сухарто Индонезия - некогда одна из беднейших стран Азии - превратилась в быстро развивающегося "азиатского тигра". К 1990 году число людей за чертой бедности сократилось там с 60% до 15 %. Ему удалось вывести Индонезию из хаоса и добиться ее относительного процветания.
Правда, не обошлось и без внешней помощи: антикоммунистические настроения Сухарто в годы "холодной войны" в мире и войны во Вьетнаме обратили на себя внимание со стороны США, которые стали близким союзником Индонезии и помогли ее развитию так же, как в свое время Южной Корее при диктаторе Пак Чжон Хи.
Но "новый порядок", созданный Сухарто, не устоял, когда на Азию обрушился финансовых кризис, а индонезийская валюта ушла в "свободное падение". Диктатор по-прежнему верил в свой авторитет и популярность в народе, но за три десятка лет его правления в стране выросло новое поколение, которое не хотело мириться со старыми порядками.
Четвертая в мире по численности населения страна, в которой на 17 тысячах островов живут 240 миллионов человек из нескольких сотен этнических групп, оказалась на грани хаоса, и от генерала отвернулось даже его ближайшее окружение.
"Ну вот и все кончено", - решил он, и добровольно ушел в отставку в 1998 году перед угрозой восстания, но тем самым "спас" страну от неминуемой катастрофы, а возможно и себя самого от расправы.
Как и многие другие диктаторы, Сухарто была весьма незаурядной личностью. Родившийся в бедной крестьянской семье во времена господства голландцев в Индонезии, он служил в армии колониалистов, а когда в 1942 году страну захватили японцы, пошел к ним в полицию, хорошо освоив там самурайский боевой дух "бусидо". Все это позволило в дальнейшем обрести навыки диктатора, которым он в 1966 году стал после ухода первого президента Сукарно.
В мировом сообществе Сухарто ассоциируется с благими делами на международной арене - в частности, стоит отметить его роль в Движении неприсоединения, в создании Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), позволившей государствам региона влиять на события в мире. К его заслугам относят и посредничество в переговорах между властями соседних Филиппин и мусульманами на юге этой страны.
Многие индонезийцы наделили его даже сверхъестественными способностями. По сведениям газеты "Интернэшнл геральд трибьюн", жители страны полагают, что бороться за жизнь в последнее время Сухарто помогали именно мистические небесные силы, а не доктора и аппараты искусственного поддержания жизни.
Кроме того, по мнению индонезийцев, целое стечение "дурных знамений" предопределяло и падение его режима, и уход из жизни, отмечает издание.
Индонезия - преимущественно мусульманская страна, но ислам переплетается в ней с индуистскими и анимистическими верованиями.
Никакой судебной ответственности за то, что было совершено при его режиме, Сухарто так и не понес под предлогом слабого здоровья, несмотря на то, что Верховный суд обвинил его в присвоении 600 миллионов долларов государственных средств во время президентских полномочий.
Сам бывший диктатор никогда не признавал обвинений в коррупции.
Впрочем, так или иначе, но индонезийцы, похоже, уже простили своего диктатора, что и позволило ему тихо уйти из жизни.