В Петербурге на 81-м году жизни скончался Игорь Борисович Дмитриев - известный актёр театра и кино, народный артист СССР, кавалер ордена Почета. Почти два года назад Игорь Борисович перенес инсульт, но, несмотря на слабое здоровье, продолжал работать - сниматься в новых фильмах.
Последней ролью в кино Дмитриева стала роль монархиста Хворобьева в фильме "Золотой теленок". Сам Игорь Борисович был по происхождению аристократ, праправнук Анны Шерер, фрейлины императрицы Марии Федоровны, о которой писал Толстой в "Войне и мире".
Неудивительно, что режиссеры видели в нем по большей части изысканных, утонченных и благородных персонажей. Среди 70 фильмов, в которых играл Дмитриев, зрителям запомнились его роли в "Тихом Доне" (Евгений Лестницкий), "Гамлете" (Розенкранц), "Звезде пленительного счастья", "Собаке на сене" (граф Федерико), "Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне" (инспектор Грегсон), "Летучей мыши" и т.д.
Кинокарьера Игоря Борисовича началась еще во время войны. Первой ролью был польский гимназист в картине Владимира Файнберга "Голос Тараса". Так что впервые Игорь Дмитриев услышал на съемочной площадке команду "Мотор!" в 12 лет.
В 43-м году Дмитриев отправился на прослушивание в театральную студию при Пермском драматическом театре. На экзамене Игорь читал сцены из Лермонтовского "Маскарада" и за Арбенина, и за Нину. Члены приемной комиссии тогда сказали ему: "Арбенин из тебя никакой, зато Нина - сама чистота и невинность. За Нину принимаем!"
Вскоре Игорь Дмитриев принял решение поступать в театральный в Москве. Большой удачей для начинающего актера стала учеба в школе-студии МХАТ. "Учеба во мхатовской студии дарила нам, студентам, бесценную возможность общения с великими артистами", - вспоминал артист.
Несмотря на большой опыт, полученный во МХАТе, педагоги не делали на студента серьезную ставку, поэтому после окончания школы-студии, Дмитриев отправился в родной Ленинград и поступил в драматический театр имени В.Ф.Комиссаржевской, где проработал до 1967 года. Здесь он сыграл множество ролей, среди которых самой выразительной была роль Глумова в спектакле "На всякого мудреца довольно простоты" А. Островского (1965).
Кино и кони
Вскоре Дмитриев появляется и в кино. Популярность к нему приходит после появления в картине "Тихий Дон" Герасимова, где Дмитриеву довелось сыграть молодого Листницкого. Готовясь к роли, Дмитриев вместе с другими актерами прошел двухмесячные курсы верховой езды.
После "Тихого Дона" режиссеры стали часто приглашать Игоря Дмитриева на роли белых офицеров; способствовала этому его внешность и приобретенная выправка. Как говорил Игорь Борисович, "белых", сыгранных мною в кино, хватило бы, чтобы сформировать целый батальон".
Любовь на всю жизнь
На протяжении почти всей жизни актера поддерживала его жена Лариса, с которой он был знаком еще с детства. Решится на предложение руки Дмитриеву помог случай, произошедший во время отдыха в Дагомысе. "Как-то днем идем мы с Ларисой мимо тира, и я предложил ей пострелять. Она в шутку спрашивает: "А какой приз я получу, если выбью десять очков из десяти?" Я тут же ляпнул: "Женюсь на тебе!" И что вы думаете? Лариса ни разу не промазала, пришлось жениться!", - вспоминал Дмитриев.
Супруги прожили вместе тридцать лет. Тяжелым ударом для Игоря Борисовича стала смерть Ларисы в 90-х. "Эту потерю я остро ощущаю до сих пор, с годами тоска и боль не утихает, а только растет. Сожалею, что уже никогда не смогу сказать, как я ей за все благодарен...", - говорил Дмитриев.
Каждая роль - уникальна
Еще в конце 60-х годов супруга очень поддержала Игоря Борисовича, когда он был вынужден расстаться со сценой. Тогда, Лариса, работая редактором на "Ленфильме", давала ему все литературные новинки, сценарии, отмечая, что нужно обязательно прочитать.
В том, что актер сыграл много интересных, запоминающихся ролей, отчасти есть заслуга и его супруги. Больше всего актеру пришлось играть комедийные роли - министров, князей, генералов, губернаторов, ученых, сыщиков и учителей.
Как отмечал режиссер Ян Фрид, у которого Игорь Дмитриев снимался не раз: "Ряд фильмов вы, быть может, помните: "Зеленая карета", "Прощание с Петербургом", "Собака на сене", "Летучая мышь", "Сильва"... Во всех этих фильмах снимался Игорь Дмитриев, и во всех был абсолютно разный. Разный не потому, что он менял парики и костюмы. Разный он был по своей внутренней сущности, по умению освоить совершенно разные жанры".
К каждой роли Дмитриев подходил с особой тщательностью. В картине "Прощание с Петербургом" он должен был исполнить роль великого князя, который очень плохо играет на виолончели, но хочет доказать всем, что он это умеет. Перед съемками Игорь Дмитриев месяц занимался виолончелью, для того чтобы "играть" на ней не хуже великого князя.
Дружба с Олегом Далем
Игорь Дмитриев всегда оставался человеком общительным, веселым. Вот почему за его долгую карьеру было не мало смешных, курьезных случаев, которые он любил пересказывать.
На съемках фильма "Приключения принца Флоризеля" он подружился с Далем. Как-то снимали сцену "восьмеркой" (диалог снимается из-за плеча сначала одного, потом другого актера). "Олега уже отсняли и начали меня - из-за его плеча. Я обращаюсь к Флоризелю-Далю: "Принц, я должен отомстить за смерть брата", а Олег при включенной камере тихонько спрашивает: "Игорь Борисович, вы купили кефир на ужин? Когда съемка закончится, нам же жрать будет нечего!" "Стоп! - кричит режиссер, - замечательно!" "Что замечательно? - возмущаюсь я. - Вы не слышали, что он сказал?" "Игорь Борисович, у вас от неожиданности так сверкнул глаз, специально это никогда не сыграть", - лукаво ответил Даль".
Иногда Дмитриев соглашался сниматься не столько из-за самой роли, сколько из-за предвкушения радости от общения со своими друзьями-актерами - Эллиной Быстрицкой, Петром Глебовым, Михаилом Ульяновым, Кириллом Лавровым, Иннокентием Смоктуновским, Маргаритой Тереховой. Что говорит, если только с одним Олегом Далем они снялись вместе сразу в нескольких фильмах.
Даже, когда актер работал на киностудиях Венгрии, Польши, ГДР, США, Марокко, Алжира, ему везло с партнерами - Элизабет Тейлор, Ава Гарднер, Имре Шимкович, Беата Тышкевич, Уго Тоньяцци...
Снова на сцене
Все то время пока Дмитриев снимался в многочисленных фильмах, он тосковал по театру, но возращение на сцену произошло только в 1984 году. Режиссер Ленинградского академического театра комедии имени Н.П. Акимова Юрий Аксенов, пригласил Дмитриева на роль Чинзанова в пьесе С. Михалкова "Все могут короли".
Первая роль сразу же стала триумфальной. Как писали критики, артист, сыграв роль Чинзанова, продемонстрировал зрелое мастерство, превосходную актерскую технику, блистательное искусство перевоплощения, бурную, неукротимую молодую сценическую энергию.
В Санкт-Петербурге актеру пришлось поработать и с театром "Русская антреприза" имени Миронова, где он играл "Таланты и поклонники", и в Большом драматическом театре имени Товстоногова.
В последние годы миллионы зрителей имели возможность вновь увидеть блистательную игру актера на экранах в таких популярных сериалах как "Романовы. Венценосная семья" (Барон Фредерикс) и "Бедная Настя" (Оболенский).
Несмотря на огромное количество ролей и незаурядный талант, Дмитриев покорял людей своей благородной скромностью. Академик и член всевозможных союзов, а также кавалер ордена Почета, Игорь Дмитриев, когда ему говорили о его достижениях в кино и театре, говорил, что "не рискует назвать это творчеством".
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации открытых источников