Петр Гончаров, международный обозреватель.
Каждый раз, когда Пакистан проводит очередное испытание ракет, способных нести ядерный заряд, мир охватывает паника. Как же так: исламское государство, где есть и ядерное оружие и экстремисты, вдруг испытывает еще и ракеты? Хотя претензии к Пакистану вряд ли правомерны. Что делать, если у страны есть ядерные заряды? Не развозить же их самолетами.
Конечно, определенные риски от пакистанского ядерного потенциала для мира есть. Но, эти «риски» ненамного серьезнее, чем, скажем, риски от ядерного потенциала Индии или Израиля, США или России. Все зависит от того, из какой столицы эти риски видят.
В Исламабаде никогда не скрывали, что пакистанское ядерное оружие предназначено «исключительно для Индии», вернее - для сдерживания её агрессии. В Дели об этих «планах» хорошо осведомлены и, судя по всему, неудобств от этого не испытывают. Более того: с 2005 года обе стороны успешно решают вопросы развития своих ракетных потенциалов, обходя при этом проблемы, которые могли бы серьезно испортить их отношения.
Например, в самом начале 2007-го Пакистан и Индия вернулись к обсуждению проблемных моментов своих отношений. А в феврале того же года подписали Соглашение о предотвращении чрезвычайных происшествий с ядерным оружием. Соглашение направлено, в первую очередь, на устранение угрозы ядерной конфронтации, а также на создание надежных систем контроля ядерного оружия.
И все же последнее испытание Исламабадом ракетного вооружения вновь заставил мир занервничать. 25 января Пакистан провел пуск баллистической ракеты «Шахин-1», способной поражать цели на расстоянии до 700 километров. Ракета твердотопливная, железнодорожного базирования и способна нести ядерные заряды. «Шахин-1», судя по всему, - модификация китайской оперативно-тактической твердотопливной ракеты типа «М9». Именно Китай, по некоторым данным, оказывал помощь Пакистану в создании ракет «Абдали» и «Шахин-1».
Это уже второе испытание оперативно-тактических ракет за последние полтора месяца. 11 декабря 2007-го Пакистан запустил крылатую ракету «Бабур» (это ракета на жидком топливе, наземного базирования, способная поражать цели на расстоянии до 700 километров).
Тем не менее, Пакистан четко выполняет заявленный и согласованный им с Индией «график» испытаний, не отклоняясь от него ни по типу ракет, ни по дальности. В этом контексте есть один важный момент. Пакистан и Индия в 2007 году провели тестирования ракет, оповестив вторую сторону об этом заранее. При этом некоторые пуски страны провели практически одновременно, как бы подчеркивая приверженность принципу параллельного тестирования. Такая «традиция» восходит к 1998 году, когда Пакистан вслед за Индией испытал ядерное оружие. Но принцип «параллельного тестирования» сегодня на временном факторе и заканчивается. Сопоставление характеристик тестируемых сторонами ракетных систем явно не в пользу Пакистана.
Индия, не без помощи ведущих держав, в области вооружений ушла настолько далеко вперед, что позволяет себе продвинуть свои национальные интересы от Персидского залива до Малаккского архипелага. При этом в Исламабаде не без оснований считают: США готовы поддержать претензии Индии на статус мировой державы в обмен на сдерживание ею Китая и Ирана.
Как быть в этой ситуации Пакистану?
В начале декабря прошлого года правительство Пакистана разработало и приняло концепцию в области обороны. Согласно документу, военная доктрина Пакистана основывается на «потенциале минимального гарантированного сдерживания» и направлена «во-первых, для защиты территориальной целостности и, во-вторых, для обеспечения мира в регионе (Южной Азии)».
Понятно, что Пакистан максимально использует свои возможности. Но если раньше его ядерный потенциал выступал надежным сдерживающим фактором, то сегодня эти позиции частично утрачены. И не без участия США, ядерный роман которых с Индией более чем очевиден. И это притом, что Пакистан по-прежнему остается главным партнером и США, и Западной Европы по антитеррористической коалиции в регионе.
Очевидно, что Пакистан в этой ситуации будет искать поддержки в своих отношениях с Индией и у других - кроме Китая и США - стран, обладающих современным оружием. Например, у России.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции