Вячеслав Никонов, президент Фонда "Политика"
В Армении стартовала президентская избирательная кампания. 19 февраля будет избран глава государства в дружественной и исключительно важной для нас стране. Причем выборы там по своей интриге и действующим лицам очень напоминают предстоящие российские. На высший пост претендует фактический преемник действующего президента, против которого борются представители бывшей власти и политики из разряда постоянных оппонентов. Как и в России, у кандидата от нынешней власти - премьера Сержа Саркисяна - есть все шансы на успех.
В основе популярности нынешней власти, как и у нас, экономический подъем. Команда Роберта Кочаряна пришла к власти десять лет назад, когда Армения находилась в отчаянном положении: несколько лет разрухи, отсутствия света и тепла. Сегодня Армения, в которой нет ни энергоносителей, ни других значимых природных ресурсов, располагает одной из наиболее динамичных экономик. В прошлом году рост составил 13,6 %, это один из самых высоких показателей на планете. Но для настроения избирателей важны не темпы развития как таковые, а то, насколько плоды подъема доходят до рядовых граждан. Денежные доходы населения за год выросли на 24,7%, тогда как инфляция уложилась в давнюю российскую мечту в 6%.
Доказательством серьезной общественной поддержки действующего руководства стали прошлогодние парламентские выборы, на которых главная партия власти - Республиканская - во главе с Саркисяном вместе со своим союзником-соперником - «Процветающей Арменией» Гагика Царукяна - получили больше половины голосов и две трети депутатских мест. Сейчас позиции совокупной партии власти даже укрепились, поскольку она идет на выборы президента одной колонной: Царукян поддерживает кандидатуру Саркисяна. И этот тандем выступает в той же весовой категории, что и Владимир Путин с Дмитрием Медведевым в нашей стране. Самые последние - в прошедшие выходные - опросы дают Сержу Саркисяну 47,5% от общего числа избирателей, что, скорее всего, гарантирует ему победу уже в первом туре выборов.
Ереван сегодня похож на огромную стройплощадку. Действующему руководителю правительства и его политтехнологам не надо много думать над предвыборными сюжетами: премьер активно перемещается по стране, демонстрируя громадье планов на поприщах газификации, дорожного и прочего строительства, борьбы с бедностью. Саркисяну нет необходимости выступать с развернутой программой, он ограничился небольшим документом, где в основу положил идеи укрепления государственности и принципы справедливости. Его невозможно обвинить в недостатке опыта или в слабости: Саркисян до того, как возглавить правительство, занимал все мыслимые посты в силовом блоке министерств, с его именем во многом связывают былые военные успехи в Карабахе.
Большое место в избирательной кампании занимают вопросы отношений с Россией и Западом. В Армении сложно заметить антироссийские настроения, в нашей стране видят и надежду, и опору. Но и антизападные - тоже, особенно с учетом существования во многих ключевых странах - в Соединенных Штатах, во Франции - влиятельных армянских диаспор. У премьера репутация пророссийского политика, и она вполне заслужена. Саркисян давно и хорошо знаком с Путиным еще по работе в силовых структурах СНГ. Но он вовсе не закрывает двери для сотрудничества с Западом, что практически исключает возможность ведения против Саркисяна широкомасштабной кампании извне, как это случалось иной раз на постсоветском пространстве.
Не победить в такой ситуации весьма сложно. Полагаю, единственный шанс у кого-то из оппозиционеров появится только в том случае, если на них власть обратит слишком пристальное внимание. Пока же к наиболее заметными конкурентам относится недавний спикер парламента и соратник нынешнего руководства Артур Багдасарян, ставший неожиданно одним из непримиримых критиков режима с прозападных позиций (у него 2-й рейтинг - 13,4%). На четвертом месте с 4,7% активный участник всех последних кампаний, лидер партии «Национальное согласие» Арташес Гегамян. Хорошо известны в стране бывший премьер-министр Вазген Манукян и лидер исторической партии дашнаков вице-спикер парламента Ваан Ованнесян. Но, конечно, больше всего шуму наделало вступление в борьбу первого армянского президента Левона Тер-Петросяна, которое породило не вполне понятные надежды многих противников действующей власти нанести ей поражение. Но ведь это, как если бы в российских выборах участвовал Михаил Горбачев (он, кстати, баллотировался в 1996 году и успеха, мягко говоря, не имел).
Тер-Петросян пытается доказать недоказуемое: что он был более успешным руководителем, нежели Кочарян с Саркисяном. Но люди вряд ли забыли первую половину 90-х. Следует также напомнить, что Тер-Петросян был вынужден уйти со своего поста, когда проявил готовность под давлением Запада сделать существенные уступки в карабахском вопросе и по отношениям с Турцией. Такого в Армении не прощают. Сложновато будет ему доказать и свои симпатии к России. Хорошо известно, что именно Тер-Петросян закрыл все русские школы в стране. Так что половина избирателей не проголосует за него ни при каких обстоятельствах, и он вряд ли может рассчитывать более, чем на третье место и 7% голосов.
Возможно ли изменение предвыборной картины как следствие консолидации оппозиции? Этот сценарий представляется маловероятным. Прежде всего, потому, что ни одна из ее фигур не является приемлемой для других. И, что примечательно, наименьший консолидирующий потенциал именно у Тер-Петросяна, который громче других заявляет о претензиях на лидерство в оппозиции. Договориться о политическом союзе конкурентам Саркисяна не удастся. Да и Запад вряд ли будет делать ставку на оппозиционную фигуру. К тому же, назвав недавно (пусть и с оговорками) вполне легитимными выборы в соседней Грузии, международным наблюдателям, чтобы не показаться совсем уж смешными, будет крайне затруднительно выставить более низкую оценку выборам в Армении. В отличие от Грузии, выборы проходят в законные сроки, телеканалы не закрываются, оппозиционеры не сидят в тюрьмах и в эмиграции, не ходят под уголовными делами. При этом плотность зарубежного наблюдения на выборах будет очень высокой - почти 300 наблюдателей на 1923 избирательных участках.
Интересы Российской Федерации в связи с этими выборами заключаются в том, чтобы Армения оставалась стабильным, динамично развивающимся государством с ответственным правительством, ориентированным на конструктивные отношения с нашей страной. С этой стратегической точки зрения кандидатура Сержа Саркисяна Москву устраивает, и поддержка ему обеспечена на самом высоком уровне. Было бы правильно сделать шаги, демонстрирующие нашу готовность оказать Армении реальную экономическую помощь. К сожалению, в последнее время позиции пророссийских сил там пострадали в результате повышения цен на наш газ. Учитывая финансовые возможности России, необходимо включить Армению в число первоочередных получателей прямой иностранной помощи. Отмечу, что Соединенные Штаты помогают давно и серьезно. Главное, не перестараться в публичной демонстрации своей поддержки. И еще нашим политикам важно учитывать армянский фактор при выстраивании отношений с Грузией. Для Армении, находящейся в транспортной блокаде, транзит через Грузию является поистине дорогой жизни. Чем «горячее» в российско-грузинских отношениях, тем больше угроз для этой дороги.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции