Он сделал альт одним из лидеров современного концертного исполнительства; его компакт-диски неоднократно становились обладателями престижных европейских наград; он сотрудничал с выдающимися дирижерами и исполнителями, выступал с лучшими оркестрами; специально для него написаны или ему посвящены более 50 альтовых концертов. Музыкант с мировым именем Юрий Башмет отмечает 24 января юбилейную дату - 55 лет.
В свой день рождения музыкант приготовил своим поклонникам подарок: в Большом зале Московской консерватории пройдет концерт Башмета под названием "Неюбилейный вечер" с участием симфонический оркестра "Новая Россия".
Оркестр исполнит одну из самых сложных симфоний Гектора Берлиоза - "Гарольд в Италии". Роль мистического героя-романтика исполнит сам дирижер и именинник Юрий Абрамович.
Во втором отделении музыканта поздравят его друзья. Белла Ахмадулина прочтет в его честь стихи, режиссер Сергей Соловьев расскажет о том, как Юрий Абрамович снимался в его новой картине - "2-Асса-2". Также зрителей ждет приятная неожиданность: Юрий Башмет исполнит вместе с бардом Сергеем Никитиным "Фантазию на темы Окуджавы".
Как и всегда, на концерте музыканта соберутся люди разных возрастов и музыкальных пристрастий. В том и заключается феномен популярности Юрия Башмета - ему удается вдохнуть новую жизнь в классические произведения, добавляя каждому своему выступлению нотку импровизации.
Юрий Башмет - музыкант, сделавший альт одним из лидеров современного концертного исполнительства, родился в Ростове-на-Дону. Во Львове окончил специальную музыкальную школу, учился в Московской консерватории. Еще в студенческие годы музыкант был удостоен Второй премии Международного конкурса альтистов в Будапеште и Гран-при на конкурсе альтистов в Мюнхене, после чего о нем заговорили как о феноменально одаренном артисте.
Учась в консерватории, Башмет познакомился со своей женой - скрипачкой. Когда родилась дочь Ксения, родители решили, что, поскольку музыка - дело сложное и нервное, учить ей дочь они не будут. Но когда четырехлетняя Ксения побывала в гостях у бабушки во Львове, то за два месяца успела выучить ноты, и родители сдались: "Когда в четыре года ребенок знает ноты - сам Бог велел учить".
Активная концертная деятельность Башмета началась в 1976 году с гастролей по Германии с Московским камерным оркестром. Сегодня география выступлений артиста охватывает весь мир.
В 1986 году Юрий Абрамович создал камерный оркестр "Солисты Москвы". В 1991 году, на гастролях за рубежом, Башмет подписал временный контракт на работу коллектива с мэрией города Монпелье (Франция). Впоследствии музыканты приняли решение остаться во Франции, что было абсолютно неприемлемо для Башмета. Он оставил коллектив, предоставив музыкантам право выбора. Вскоре ансамбль прекратил свое существование.
В 1992 году Башмет создал новый оркестр, без которого сейчас трудно представить полнокровную художественную жизнь России. В минувшем году "Солисты Москвы" Юрий Башмета отметили свое 15-летие и второй год подряд были номинированы на премию "Грэмми" за исполнение произведений Стравинского и Прокофьева.
В Московской консерватории Башмет создал и возглавил "Экспериментальную кафедру альта". Он проводит мастер-классы в Японии, Европе, Америке. Его ученики, среди которых немало лауреатов международных конкурсов, играют в крупнейших оркестрах мира.
Альт мастера Паоло Тесторе (Милан, 1758), на котором играет Башмет, музыкант приобрел еще в 1972 году. А смычок ему привезли из ГДР: он стоил двенадцать восточных немецких марок. "Конечно, я встречал смычки и получше, - рассказывает Юрий Абрамович. - У меня самого есть и лучше, и дороже, но играть продолжаю все-таки этим старым смычком. Он весь уже поломанный, но я так к нему привык! Он для меня как живой".
Инструмент для артиста, конечно, тоже живой. "Мой альт, - говорит Башмет, - очень ревнив. Для поездок я купил двойной футляр, и альт привык к тому, что рядом с ним может лежать еще и скрипка, но, если я играю на скрипке (а делаю я это очень редко), он действительно обижается... Он начинает немножко шипеть, дескать, нет в нем силы. В общем, противный становится". Поэтому артист старается инструменту не изменять, следуя совету скрипичного мастера Этьена Ватло: "Конечно, есть лучше альты на земном шаре. Но нет лучшего альянса между инструментом и исполнителем, чем у тебя с твоим альтом".
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников