Андрей Кисляков, политический обозреватель РИА Новости.
По всей видимости, глава Роскосмоса Анатолий Перминов серьезно ошибся в выборе адресата, когда в декабре говорил о происках конкурентов российской навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС. По его словам выходило, что именно конкуренты виноваты в распространении слухов о скорой отставке руководителя Федерального космического агентства. Но откуда возьмутся эти конкуренты, если на поверку оказалось, что самой системы нет, и когда будет - неизвестно. На коллегии Роскосмоса 22 января первый вице-премьер правительства Сергей Иванов, курирующий, в частности, программу ГЛОНАСС, устроил разнос космическому ведомству за, можно сказать, срыв этой программы.
Напомним, что, согласно правительственным решениям, отечественная космическая навигация должна была заработать для широкого потребителя на российской территории к исходу 2007 года.
Вот несколько фрагментов из выступления Иванова на коллегии.
«Существуют у нас проблемы, в частности, в создании ГЛОНАСС. Многие задачи по обеспечению ее развертывания и организации применения решаются крайне сложно. В недостаточной мере происходит наращивание мощностей предприятий-изготовителей. Состав орбитальной группировки не обеспечивает сто процентов доступности услуг на территории России. Не достигнут необходимый уровень надежности элементов бортовой аппаратуры.
Печально, но на российском рынке так и не появилась в свободной продаже отечественная навигационная аппаратура. Да, первые образцы ГЛОНАСС появились, но были сметены с прилавков, как в советские времена.
Очевидные упущения при проектировании ФЦП (Федеральная целевая программа) "Глобальная навигационная система" привели к тому, что сегодня мы вынуждены будем вносить в программу изменения в целях безусловного доведения характеристик системы ГЛОНАСС до конкурентоспособного уровня - а это уровень GPS (американская спутниковая навигационная система)».
Жестко с одной стороны и жалко - с другой. Ведь получается, что программа пока несостоятельна по всем возможным аспектам, как техническим, экономическим, так и организационным.
Начнем с первого. Согласно расчетам, для полного покрытия территории России необходимо 18 спутников. Сразу оговоримся - рабочих. И не просто рабочих, а непрерывно рабочих. Таким образом, на орбите должен всегда находиться определенный резерв аппаратов на аварийный случай и для «безболезненного» функционирования системы во время проведения регламентных работ.
Но пока в составе орбитальной группировки системы насчитывается 16 космических аппаратов. По данным ЦНИИ машиностроения, из этого числа 13 используются по целевому назначению, два находятся на этапе ввода в систему, один временно выведен на техобслуживание. Сегодня такое число работающих спутников обеспечивает усредненную доступность по территории России в 64% при максимальном сроке ожидания навигационных данных в 3 часа.
Между прочим, под новый год Перминов сообщал, что глонассовские спутники покрывают более 90% российской территории.
Но Бог с ними, со спутниками. Кому они нужны, если их сигналы уходят в пустоту, поскольку нет приемников. А главное - практически отсутствуют электронные карты местности. Представим себе героически возведенный посреди бескрайней пустыни громадный дом. Стоит ли удивляться тому, что желающие в нем пожить вряд ли найдутся?
Может быть, стоило все-таки начинать именно с картирования местности, разработки и внедрения в торговую сеть надежных и дешевых приемных устройств, да с утряски бюрократических ведомственных проблем, нежели гнаться за количеством спутников на орбите, которые теперь попросту прожигают и так небогатый ресурс?
Что касается доведения ГЛОНАСС до уровня американской GPS "NAVSTAR", то усилии могут оказаться тщетными, сродни тщетным и затратным попыткам создать действительно конкурентоспособный отечественный легковой автомобиль.
Судите сами. Американская космическая навигация работает в свободном доступе уже не один десяток лет. При этом точность измерений не превышает и метра при практическом отсутствии временных задержек. Крупнейшие электронные корпорации мира вкладывают миллионы в разработку GPS-приемников, причем уже в микроисполнении. Их стоимость снижена уже до $10-15. В 2008 году почти все фото- и видеокамеры крупных производителей будут иметь встроенные GPS-навигаторы, фиксирующие координаты места съемки. На очереди мобильные телефоны, ноутбуки, электронные игры, карманная аудиоаппаратура.
Отечественная же приемная аппаратура для широкого потребителя, созданная, кстати, при участии Южной Кореи, - это довольно габаритно-тяжелое изделие по отпускной цене 15 - 18 тысяч рублей. Да и ее, получается, не сыщешь.
Безусловно, спутниковая навигация, как и космонавтика в целом, необходима. Но, если опять будем «брать высоту» ради видимости самого процесса, то такая показуха не замедлит больно сказаться уже в недалеком будущем.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции