Рейтинг@Mail.ru
Россия – Молдавия: конец "ледникового периода" - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Россия – Молдавия: конец "ледникового периода"

Читать ria.ru в
Дзен
Пятая встреча президента России Владимира Путина и президента Молдавии Владимира Воронина, состоявшаяся во вторник, 22 января, не стала сенсацией в привычном понимании этого слова. Взаимоотношения двух президентов со дня вступления Воронина во власть и до появления так называемого "Плана Козака" для юго-западного партнера России можно без преувеличения назвать теплыми и дружескими. И для этого было много оснований. Молдавию с Россией связывали не одно столетие общих исторических событий и их герои. Реалиями конца XX и начала XXI веков вновь стала встроенность молдавской экономики в российскую промышленность и сельское хозяйство.

Маргарита Цвик, генеральный директор ИА "Новости-Молдова", специально для РИА Новости.

Пятая встреча президента России Владимира Путина и президента Молдавии Владимира Воронина, состоявшаяся во вторник, 22 января, не стала сенсацией в привычном понимании этого слова.

Взаимоотношения двух президентов со дня вступления Воронина во власть и до появления так называемого "Плана Козака" для юго-западного партнера России можно без преувеличения назвать теплыми и дружескими. И для этого было много оснований. Молдавию с Россией связывали не одно столетие  общих исторических событий и их герои. Реалиями конца XX и начала XXI веков вновь стала встроенность молдавской экономики в российскую промышленность и сельское хозяйство. Потребителем ее овощей и фруктов и главным заказчиком предприятий военно-промышленного комплекса, во многом определявшим лицо молдавских машино- и приборостроения, стала Россия. Общность культуры, менталитета народов, источником которых было православие, казалось, навсегда их объединила. И даже тяжелейшее для республики и всех стран СНГ десятилетие девяностых не смогло навсегда развести дороги двух стран.

В 2001 году, когда коммунист Воронин стал президентом Молдавии, многими политическими кругами ближних и дальних соседей было встречено, мягко говоря, без энтузиазма. Но Россия, в которой у истеблишмента и коммунистов были напряженные отношения, на государственном уровне приняла появление Владимира Воронина в качестве политического коллеги достаточно доброжелательно. Даже остро стоящий вопрос о реинтеграции Приднестровья воспринимался с пониманием у российской стороны.

А его надо было решать. Почти десять лет тема обсуждалась и Москвой, и Кишиневом, и Тирасполем, и другими переговорщиками вяло и ни к чему не обязывающе. Воронин тему реинтеграции сразу поставил во главу угла своей внешней и внутренней политики. И Россия его поддержала.

Политическая ситуация в Молдавии и интересы к ней различных стран Европы, определенные силы в Молдавии и в России, тормозящие решение приднестровской проблемы, сделали свое дело. План Москвы не был принят, потянув за собой годы охлаждения и непонимания друг друга.

Казалось, общего между странами осталось все меньше. Разрыв диалога между ними виделся всерьез и надолго. Обнадеживающая риторика с обеих сторон была всего лишь фигурой речи, прикрывающей "ледниковый период" в отношениях. И если для России это оказалось не столь чувствительно, то Молдавии принесло проблемы и в экономике, и в геополитических интересах.

Вряд ли стоило воспроизводить все вехи этой печальной эпопеи в новейшей  истории сотрудничества двух стран, если бы она не раскрывала важности всего происходящего в эти дни в Москве. К январю 2008 года главы обеих государств шли долго и непросто. За сложным процессом - запреты на мясную и растениеводческую продукцию, "винные войны" - с одной стороны, резкие выпады в выступлениях официальных лиц - с другой. И самое главное в связи с этим - нерешаемость важнейшего для Молдавии и непростого для России вопроса: приднестровского конфликта.

Что это означало для России? Угрозу потери дружественной страны в центре балканского региона - неспокойного анклава, который не единожды в истории становился "возмутителем спокойствия" в Европе? Вряд ли взаимоотношения двух православных стран, связанных одной духовной нитью, можно уложить только в такие прагматичные понятия, как экономические и политические выгоды. "Жизнь врозь" показала, что в трудный XXI век, когда речь идет о разделе не земель, но цивилизаций, когда всеобщее природное потепление не более опасно, чем межнациональные, межконфессиональные переделы, историческое и духовное братство гораздо судьбоносней сиюминутных интересов или пристрастий политических элит.

Поэтому, говоря о нынешних отношениях России и Молдавии, нужно, прежде всего, благодарить здравый смысл руководителей двух стран. Можно было бы сказать и более возвышенно в свете вручения Владимиру Воронину премии Международного фонда единства православных народов за 2007 год - за активное участие и содействие "укреплению канонического православия на территории своего государства, возрастанию роли духовных ценностей в обществе", которое состоялось 21 января в Зале церковных соборов храма Христа Спасителя. Президент Молдавии получил награду из рук Патриарха Алексия Второго, тут же заявив, что всю денежную часть премии, а, если не хватит, и собственные сбережения передаст на восстановление и развитие церквей и монастырей.

Все сошлось - Возвышенное и Земное во благо двух народов. "В разоренной и разрозненной Молдове, лишенной природных богатств, люди сказали себе, что их путь к независимости - это не борьба против, а борьба за... взаимопонимание и сотрудничество с другими народами", - заявил Владимир Воронин.

"Это дань уважения Вашим личным заслугам в деле укрепления духовности отношений между православными народами, нашими странами... Это всегда необходимая основа для развития межгосударственных отношений", - подчеркнул Владимир Путин.

Январская встреча, начавшаяся так знаково, одновременно и многообещающий этап "российских сезонов" Владимира Воронина.

Хотя уже в 2007 году общение двух президентов проходило фактически в постоянном режиме: 10 июня в Петербурге в рамках неформального саммита глав государств СНГ, 22 июня в ходе рабочего визита молдавского лидера в Москву, 30 июня в Ростове-на-Дону на скачках на приз президента РФ (куда приглашают обычно коллег из дружественных стран), 5 октября в Душанбе на заседании Совета глав государств СНГ.

2008 год - это год, когда Владимир Путин, уходя со своего поста, спешит решить особо важные для России дела, дабы оставить своему преемнику уже "вспаханное и засеянное поле". Медведеву, в случае избрания, в чем не сомневаются даже оппоненты и враги, передаются в наследство результаты тяжелейшей работы прошедших лет. Итак, встречаясь с Ворониным в сжатое до пружины время, Путин обозначил темы сотрудничества с Молдавией, среди которых решение приднестровского вопроса - в числе приоритетных.

Через год Владимир Воронин тоже станет перед выбором, вернее, перед выборами. Поэтому и для него визит в Москву - возможность завершения начатых им дел. Конкретика тем в межгосударственных отношениях с Россией очевидна: экономика, сотрудничество, Приднестровье.

Из того, что участники встречи из Москвы и из Кишинева в один голос характеризуют переговоры "продуктивными и перспективными", можно сделать вывод, не вдаваясь в цифры и факты, что  курс России и Молдавии на стратегическое сотрудничество, на доверие и поддержку взят твердо. В его основе лежат договоренности, достигнутые в Минске, Душанбе, на нынешнем этапе. Не приходится сомневаться, что у будущего российского президента будет работа на молдавском направлении. Но также нет сомнений, что она продолжится в русле уже принятого партнерского диалога.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала