Юрий Зайцев, действительный академический советник Академии инженерных наук РФ, - для РИА Новости.
Конец 2007 г. - начало 2008 г. стали настоящим испытанием и для Старого, и для Нового Света. В Калифорнии и северо-западных штатах Америки, странах западной и центральной Европы стихия проявила свой необузданный характер - обильные снегопады и морозы на какое-то время парализовали там жизнь. В Англии ожидается очередное наводнение. В Москве прошедшие декабрь и январь оказались самыми теплыми за всю историю инструментальных наблюдений, которые ведутся с 1780 г.
Впрочем, в природе случались катаклизмы и большего масштаба. Потепление, так тревожащее людей, в скором времени, по прогнозам ученых, сменится похолоданием: наблюдаемое повышение температуры имеет ярко выраженное природное происхождение и не связано с парниковым эффектом. Истинные причины климатических изменений - считают они - это неравномерность солнечного излучения, прецессия (изменение наклона оси вращения Земли), нестабильность океанических течений, периодические опреснения и осолонения поверхностных вод Северного Ледовитого океана и последующее их перемещение в Атлантику.
Значительно большую опасность для человечества представляют техногенные и связанные с ними природно-экологические катастрофы. По данным ООН, по числу погибших техногенные катастрофы - третьи среди всех видов стихийных бедствий.
Воздухом в крупных городах становится все труднее дышать. Воду опасно пить без предварительной очистки. Уничтожаются леса и превращаются в пустыни некогда плодородные земли. Из-за выработки природных ископаемых в земной коре образуются огромные пустоты. Все это идет по нарастающей, и биосфера уже не способна компенсировать мощное антропогенное воздействие, которое усугубляется частыми техногенными катастрофами. Собственно говоря, к ним относятся и пожары, и наводнения, и взрывы шахтного газа. Они не всегда носят глобальный характер, но по количеству жертв зачастую "претендуют" на первенство, принося значительный ущерб и экономике.
В своей основе техногенные катастрофы имеют социальные причины, поскольку технические системы конструируются, изготавливаются и управляются людьми. Катастрофы являются следствием рассогласования взаимодействия элементов сложных систем, а поскольку в их создании и функционировании были задействованы люди, то по мере развития техники все большую роль в причинах аварий начинает играть человеческий фактор. Он проявляется в инженерных просчетах, ошибках персонала и т.д. Именно человеческий фактор стал причиной одной из величайших экологических и техногенных катастроф, случившейся 21 год назад в Чернобыле. Ее последствия ощущают по сегодняшний день ряд европейских стран и в особенности Белоруссия, Украина и Россия.
Именно природные и техногенные катастрофы станут одной из глобальных угроз для всего человечества в ХХI веке, считает директор Института гелиоэкологии РАН академик Виктор Осипов. В последнее время наметилась опасная тенденция - ущерб от катастроф и расходы на ликвидацию их последствий неуклонно растут. По прогнозам специалистов Института, уже к середине столетия до 50 % прироста глобального продукта придется расходовать на покрытие ущерба от возможных катастроф.
Какие напасти угрожают России?
Масштабность национальной экономики, ее длительный экстенсивный характер развития, технологическая отсталость в совокупности со структурными преобразованиями, создали предпосылки возрастания угроз в техногенной сфере. Ситуация усугубляется наличием на большинстве предприятий устаревшей технологической базы, прогрессирующим уровнем износа основных производственных фондов, возрастанием числа потенциально опасных объектов с высокой степенью выработки их проектного ресурса. Прямой и косвенный ущерб от техногенных аварий, отнесенный к объему ВВП, сегодня в России в 2-3 раза выше, чем в США и других развитых странах.
Россия вошла в ту фазу системного кризиса, в которой негативные тенденции последних 15 лет в экономической, социальной, технической сферах начинают приводить к новым типам катастроф и бедствий. Это еще более усугубляет ситуацию нарастания угроз техногенного характера. В то же время экономические возможности России по обеспечению высокого уровня безопасности в техносфере сегодня ограничены.
По прогнозам Института физики металлов РАН, с 2008 г. число аварийных разрывов газопроводов в России будет ежегодно возрастать в 2,5-3 раза, и к 2010 г. может возрасти до 5,5 тысяч в год, если не будут приняты меры по устранению коррозии металла труб.
На железнодорожном транспорте четверть протяженности главного пути уложено выработавшими свой ресурс или дефектными рельсами. Безопасность трети автодорог оценивается как критическая, а в ремонте нуждаются 65% дорог. Не осуществляются в должном объеме меры по поддержанию в безопасном состоянии плотин, дамб и других потенциально опасных объектов.
В стране накоплено радиоактивных отходов суммарной активностью в 55 "Чернобылей". Многие десятки выведенных из боевого состава атомных подлодок находятся в гаванях на плаву с топливом на борту. Не меньшую опасность создают накопленные запасы обогащенного урана и плутония, боеголовок и ядерных зарядов.
Внутренние "экоугрозы" безопасности России усугубляются внешними, обусловленными близостью ее территории ко всем крупнейшим районам мировой экономической деятельности.
Можно ли переломить ситуацию?
Несомненно, полностью избежать техногенных катастроф при всем желании не получится. Как подчеркивает директор Института устойчивого развития член-корреспондент РАН Наталья Тарасова, нулевая вероятность достигается лишь в системах, лишенных запасенной энергии, химически и биологически активных компонентов. Исходя из этого, в России, как и в других странах мирового сообщества, принята концепция "приемлемого риска", позволяющая использовать принцип "предвидеть и предупредить". Опыт показывает, что тратить деньги на прогнозирование будущих напастей и на подготовку к ним, по крайней мере, в 15 раз выгоднее, чем расходовать огромные средства на ликвидацию последствий катастроф.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции