Лариса Саенко
ООН, 21 янв - РИА Новости. Обшарпанные стены, драная мебель, мышеловки с приманкой в кабинетах топ-менеджеров...
Многочисленных туристов и посетителей удивляет быт обветшалой штаб-квартиры ООН на Первой авеню в Нью-Йорке. Еще бы - здание не ремонтировалось ни разу с момента основания ООН в 1945 году, и недавно мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг даже пригрозил, что запретит детям посещать ООН по соображениям безопасности.
Впрочем, внешнеполитический бомонд считает, что износились и морально устарели не только трубы и коммуникации, вентиляция и канализация небоскреба с видом на Ист-ривер, но сама структура ООН и его "святая святых" - Совет Безопасности.
Пусть говорят пушки?
Известный "ястреб" Джон Болтон, который 16 месяцев представлял США в ООН и прославился своим скептическим отношением к коллективной дипломатии под голубым флагом, сегодня убежден, что мир спасет только НАТО.
"ООН недееспособна и неэффективна, это просто какая-то говорильня. Я считаю, что самой влиятельной международной организацией должна стать НАТО, альянс демократий, куда войдут и такие страны как Австралия и Япония. Только НАТО способна сегодня адекватно реагировать на новые вызовы", - сказал Болтон в интервью РИА Новости.
Бывший постпред США считает, что ООН скомпрометировала себя, не поддержав войну против Саддама Хусейна в 2003 году, когда США и их союзники предприняли свой поход на Багдад. Он также полагает, что организация "увязла" в переговорах с Суданом, в то время как в провинции Дарфур в течение нескольких лет идет кровавый этнический конфликт. Он уверен, что определить статус Косово можно не только в стенах Совета Безопасности, но и на уровне Европейского Союза и НАТО в обход ООН и ее устава.
Влиятельные американские политики все чаще дают понять, что видят ООН только как "одну из влиятельных международных организаций", но не исключительную. Монополизм ООН в последнее время подвергается испытанию на прочность.
Только для демократий
В то время, как все считают, что ООН находится «под пятой» США, сами американцы, наоборот, чувствуют себя уязвленными тем, что на их территории с трибуны ООН нередко клеймят "американский империализм", прибегая как к недипломатической лексике, так и к актерским трюкам - как, например, лидер Венесуэлы Уго Чавес, "унюхавший" в зале Генассамблеи ООН запах серы, якобы оставленный Джорджем Бушем.
Правило "одна страна-один голос" раздражает американцев, взносы которых оставляют почти четверть бюджета ООН. На Первой авеню могут принять резолюцию, "против" которой выступит только США и единственный их непоколебимый союзник Маршалловы острова. По подсчетам американских политиков, только 88 из 192 членов Организации можно отнести к демократическим странам.
В нынешнем году кандидат в президенты США республиканец Митт Ромни письменно потребовал, чтобы генсек ООН Пан Ги Мун запретил выступление иранского президента Махмуда Ахмадинежада с трибуны Генассамблеи, грозя, что в противном случае США пересмотрят свою финансовую поддержку ООН.
Пан Ги Мун отстоял право трибуны ООН, открытой для всех наций, однако в кулуарах признался, что игнорировать мнение главного спонсора было непросто.
Ромни и другие влиятельные политики США даже выдвинули в этом году идею создания новой организации - аналогичной ООН, но только для стран, которые они признают демократическими.
"Я помню, что несколько десятилетий дому назад такой лозунг уже звучал. Именно на волне той кампании множество диктаторских режимов вставили в название государства слово "демократическая" - как, например, Демократическая республика Конго с ее тогдашним лидером Мобуту," - скептически рассуждает Абделькадер Аббади, проработавший несколько десятилетий в аппарате Совета Безопасности.
Даже самый критикуемый за нарушение прав и свобод режим Северной Кореи именует себя "народно-демократическим".
Совет безопасности не критикует только Антарктида
Протестные настроения вызывают даже резолюции Совета Безопасности, которые по идее должны быть непререкаемы для всех наций. "Клочком бумаги" назвал Ахмадинежад резолюцию Совбеза, предписывающую Тегерану отказаться от ядерных программ двойного назначения. Лидеры наций все чаще стали заявлять, что ставят под сомнение легитимность Совета Безопасности, состав которого уже не отражает реальный расклад сил в современном мире. Пятерку победителей во Второй мировой войне - Россию, США, Великобританию, Францию и Китай - называют "узурпаторами власти".
"ООН все больше теряет силу как мировой центр влияния. Эта сила на глазах перетекает в столицы сверхдержав, а их посланцы в ООН играют лишь роль статистов", - рассуждает дипломат ООН, сидя в огромном зале столовой, застекленная стена которой выходит прямо на Ист-ривер и громадную рекламу Пепси-колы на противоположном берегу.
Постпред Кипра Андреас Маврояннис, которому генассамблея поручила опросить все 192 страны, утверждает, что консенсус наций есть только по одному вопросу - структуру Совбеза надо изменять.
"Сейчас или никогда. Судя по настроению, я могу сказать - или Совет Безопасности будет реформирован довольно быстро или - никогда. И тогда начнется реальная стагнация ООН", - полагает он.
Сейчас или никогда
Нет такой группы влияния в ООН, которая бы не потребовала расширения состава Совета Безопасности. "Таранят" политические заграждения Совбеза не только Япония, Бразилия, Индия и Германия ("четверка"), но и Латинская Америка, и Арабский мир, Могущественная группа 77 и Китай, даже Ассоциация малых островных государств. Африканский Союз, самое дружное сообщество наций, мудро потребовал себе сразу два места на постоянной основе, видимо полагая, что так можно получить хотя бы одно.
Пока по числу постоянных кресел согласья нет даже в "большой пятерке". Китай поддерживает Африку, но категорически не хочет сидеть за одним столом с Японией, которую активно «протаскивают» США. В свою очередь, Вашингтон с опаской посматривает на Германию, которой лоббирует европейцы - Франция и Великобритания. Россия никаких предпочтений не выказывает за исключением численности - чтобы не более 25 членов для удобства работы.
"Никто из нас не заинтересован в том, чтобы ослабить свои полномочия. При любой реформе лучше нам не будет", - признался в кулуарах посол страны, входящей в "большую пятерку".
С модернизацией фасада здания штаб-квартиры ООН все более-менее ясно - его обновит архитектор, который уже работал с индийским Тадж-Махалом и статуей Свободы. А каким будет капремонт самой Организации, пока неясно даже генсеку ООН.
Недавно на встрече в узком кругу без диктофонов журналист спросил Пан Ги Муна, почему во многих конфликтных зонах мира ООН ничего не может поделать, несмотря на долгий список своих резолюций.
«Ответа на этот вопрос у меня нет», - развел руками генсек объединенных наций, добавив, что бюджет, которым он распоряжается, не превышает по размеру бюджет пожарного департамента Нью-Йорка.