МОСКВА, 21 янв - РИА Новости, Наталия Курова. Премьера первого в карьере режиссера Карена Шахназарова фильма о любви "Исчезнувшая империя" состоится в день святого Валентина - 14 февраля.
"Несмотря на название, это абсолютно не социальная и не политическая картина. Я может быть, впервые снял в чистом виде фильм о любви", - сказал в интервью РИА Новости Карен Шахназаров.
Действие фильма разворачивается в 70-ые годы прошлого века. Это последние 15 лет существования СССР - расцвет и одновременно начало конца советской империи. На фоне исторических событий рассказана история московских студентов.
"В центре - классический любовный треугольник - два парня и девушка. Это воспоминание о моей молодости. И вот сейчас я с удивлением думаю о том, что мы тогда влюблялись, женились, разводились, и нам было невдомек, что страна, в которой мы живем, уже приговорена и скоро исчезнет с карты мира, что наша жизнь проходила на фоне глобальных исторических событий", - описал сюжетные перипетии режиссер.
Шахназаров полагает, что история, рассказанная о молодежи 70-ых, будет интересна и современным молодым людям. "С тех пор изменилась страна, изменилась жизнь, но мало что изменилось во взаимоотношениях людей. Они, как и раньше, влюбляются, ревнуют, страдают. Так наверно и бывает: империи рушатся, создаются, а люди заняты своими делами - не столь значительными в масштабах Вселенной, но самыми важными для них в этот момент", - полагает режиссер.
Героев играют молодые и пока неизвестные артисты. Это их дебют в кино. По словам, Шахназарова, у него были самые длительные в его режиссерской практике актерские пробы, продолжавшиеся более двух месяцев.
Порядка 200 артистов пробовались на роли в фильме. В итоге главного героя Сергея сыграл выпускник ВГИКа Александр Ляпин, роль второго героя досталась студенту Санкт-Петербургской академии театрального искусства Ивану Куприенко, а их даму сердца Люду исполнила Лида Милюзина - выпускница театрального училища им. Щепкина.
В фильме заняты и опытные мастера, такие как Армен Джигарханян, Владимир Ильин, Ольга Тумайкина.
Картина снималась в Москве, Хиве (Узбекистан), Гаграх ( Абхазия) и Боровске, что под Калугой.
"Самые большие трудности нас ждали в столице, где почти не сохранилась Москва 70-х, город моей молодости", - сожалеет Шахназаров. - А вот в Хиве, Гаграх и замечательном русском провинциальном городке Боровске кажется все, как и прежде, даже машины встречаются из того времени".
Бюджет картины, одну треть которой финансировало Федеральное агентство по культуре и кинематографии, составляет приблизительно 2-2,5 миллиона долларов. Что касается определения жанра нового фильма, Шахназаров заявил, что считает это занятие сегодня бессмысленным.
"Мы до сих пор оперируем определениями времен Аристотеля, когда были в чистом виде трагедии, комедии, и забываем, что современная жизнь и современные фильмы, в которых мы работаем, совершенно другие. Сегодня появились такие жанры, как блокбастер или триллер. Все говорят, но никто не знает, что это такое. Думаю, теоретикам кино и искусствоведам пора пересмотреть эти жанровые определения и внести коррективы", - считает автор фильма.
На вопрос, как решал Шахназаров главную проблему, стоящую довольно остро перед каждым режиссером, - это проблему сценария, он рассказал, что все произошло неожиданно. "Мы встретились с моим другом молодости писателем Сергеем Рокотовым и, наверно, воспоминания о прошлом подвигли меня к мысли попросить его сочинить историю о нашей молодости. Сценарий, который первоначально назывался "Рожденные в СССР", он написал при участии молодого автора Евгения Никишова", - вспоминает режиссер.
На его взгляд, данная история - не типичный случай: "сегодня, действительно, найти хороший литературный материал непросто. И дело даже не в сценаристах - они понемногу появляются, проблема гораздо шире и серьезнее - у нас сегодня дефицит оригинальных художественных творческих идей в стране. Это проблема не только кинематографа, а страны и общества, не генерирующих идеями".
По мнению Шахназарова, сегодня не хватает настоящих профессионалов во всех звеньях кинопроизводства. Фильмов снимается много, а качество их невысоко.
"Раньше в СССР не было хороших камер, хороших пленок, мы сильно отставали с точки зрения технологии, но были профессионалы высочайшего уровня, которые это полностью компенсировали. Сегодня у нас есть все, а "Мосфильм" обладает суперсовременными технологиями, которые есть не на всех студиях мира. Но, к сожалению, не обладает теми, кто может управлять этими технологиями грамотно", - уверен глава киноконцерна.
Но "Мосфильм", по словам Шахназарова, "не сидит сложа руки, и не ждет пока ситуация разрешится сама собой". Уже 6 лет на главной студии страны работают курсы, на которых готовят профессионалов среднего звена и даже одну из профессий первого звена - художников кино.
За это время, как уточнил режиссер, выпущено порядка 500 специалистов, работающих сегодня не только на "Мосфильме", но и на других студиях России. "Мосфильм" собирается продолжить эту работу, чтобы ликвидировать "кадровый голод" и способствовать, таким образом, развитию и росту российского отечественного кинематографа.