Дмитрий Горностаев, заместитель руководителя представительства РИА Новости в США
Удивительную систему выборов придумали американцы - она кажется настолько запутанной, что никто не хочет разбираться в деталях. Она демократична и антидемократична одновременно. Где еще кандидат должен доказать свою состоятельность не один, а пятьдесят раз? В какой еще стране, называющей себя демократической, граждане не имеют юридического права сами выбрать национального лидера, а вынуждены доверять мнению какой-то там коллегии выборщиков?
Для кандидатов праймериз (то есть предварительные выборы в штатах) - это тренировка и финал одновременно. Нельзя завоевать всю Америку, не завоевав штаты по отдельности - такова американская политическая система, работающая по принципу «победитель получает все». И неважно, сколько в целом американских граждан голосует за кандидата, главное - в скольких штатах ты набираешь большинство. Парадокс, но президентом в такой ситуации может стать человек, собравший меньшинство от абсолютного числа голосов избирателей, принявших участие в выборах. Можно проиграть в перенаселенных Нью-Йорке или Флориде, но эта потеря легко компенсируется победой в менее густонаселенных штатах. Ведь победитель получает голоса всех выборщиков каждого штата.
Именно это и заставляет претендентов на кресло в Белом доме с таким рвением объясняться в любви каждому из 50 субъектов американской федерации. По сути, расклад голосов в штатах почти не меняется до ноября, причем праймериз - это настоящие выборы, с кабинками и бюллетенями, лишенные погрешностей, свойственных социологическим опросам. Их точность несравнимо выше любых исследований общественного мнения. Кроме того, результаты дают основания уже национальному конвенту - съезду каждой партии - выдвинуть наиболее популярного кандидата.
Многоступенчатость выборов имеет массу недостатков, как уже упомянутая возможность избрать «президента меньшинства» (так, кстати, случилось в 2000 году, когда Джордж Буш выиграл у Альберта Гора только благодаря перевесу в несколько голосов во Флориде, которые, как потом выяснилось, еще и были неверно подсчитаны). Но главное преимущество, что такая система «отфильтровывает» и «кристаллизует» кандидатов - буквально через месяц после начала уже ясно, кого народ может поддержать, а кому в предвыборную телегу и впрягаться не стоило. По ходу праймериз многие кандидаты добровольно сходят с дистанции, если видят, что жители штатов их не поддерживают.
В этом году выборы уже фактически начались. Старт дала Айова, где с конца 1960-х проводятся так называемые кокусы - caucuses - партийное голосование. В отличие от классических праймериз, где голосовать может любой гражданин, в кокусах участвуют только зарегистрированные члены Демократической или Республиканской партии. В этом году Айова преподнесла сенсацию, хотя и ожидаемую - победу у демократов одержал Барак Обама, сенатор от штата Иллинойс, первый в истории темнокожий кандидат в президенты. 3 января он с большим отрывом опередил главного фаворита гонки от Демократической партии Хиллари Клинтон. И хотя социологи предсказывали такой результат (накануне в айовских опросах, в отличие от общенациональных, Обама опережал Клинтон), победа только увеличила его популярность. Американцам свойственно идти за лидерами, и неопределившиеся до Айовы избиратели в других штатах в массовом порядке перешли на его сторону - это показали опросы.
Впрочем, громадного политического потенциала и многомиллиардного капитала Хиллари хватило на то, чтобы быть первой в Нью-Хемпшире уже спустя пять дней. Это первые настоящие праймериз с участием всех жителей, и там она смогла вернуть себе лидерство. Нью-Хемпширом кандидаты дорожат, поскольку за последние полсотни лет почти все, кто выигрывал битву за Белый дом, непременно первенствовали и в Нью-Хемпшире.
У республиканцев там сейчас победил ветеран Вьетнамской войны и президентских праймериз, сенатор из Аризоны Джон Маккейн. В айовском партийном голосовании он не участвовал. Многие политические тяжеловесы позволяют себе не тратить силы на Айову (так же поступил и бывший мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани). Кстати, в 2000 году Маккейн изрядно потрепал нервы Джорджу Бушу, обыгрывая его по ходу первичных выборов в некоторых штатах, но в итоге проиграв ему борьбу за выдвижение в кандидаты от Республиканской партии. Маккейн, пожалуй, самый опытный из претендентов на кресло в Овальном кабинете, и по последним опросам он немного опережает ближайшего преследователя - Джулиани. Впрочем, данные опросов меняются постоянно - в зависимости от охвата (федеральный или штата), от конкретного штата, от времени проведения, группы опрашиваемых и многих других факторов.
В любом случае в ближайшие недели наступит гораздо большая ясность. 29 января пройдут во многом показательные праймериз во Флориде, а затем - 5 февраля (так называемый «супервторник»), когда первичные выборы состоятся сразу в 22 штатах. Общий результат «супервторника» скорее всего даст ответ на вопрос, кто же самый популярный республиканец и демократ в США. Впрочем, если «супервторник» не выявит явного лидера в партиях, интрига может сохраниться и дальше. И это будет означать, что первый номер не определится до партийных съездов, которые пройдут в конце августа и начале сентября.