Предвыборная президентская гонка в США в самом разгаре - праймериз (предварительные выборы в штатах) уже прошли в Айове, Нью-Хемпшире и Мичигане. На очереди - Невада, Южная Каролина и Флорида. А затем и главное событие сезона - так называемый «супервторник», когда голосование по кандидатам от Республиканской и Демократической партии пройдет одновременно в 22 штатах. Кто же в итоге пробьется в финал?
Из дюжины кандидатов пока наилучшие шансы: от демократов - у бывшей первой леди США Хиллари Клинтон и сенатора от штата Иллинойс Барака Обамы, от республиканцев - у сенатора из Аризоны, ветерана Вьетнамской войны Джона Маккейна и бывшего мэра Нью-Йорка Рудольфа Джулиани.
Внимание наблюдателей за этими выборами немного смещено в сторону демократов. Их главные претенденты очень необычны для США - женщина и темнокожий. Два претендента и два прецедента. Именно поэтому многие за рубежом полагают, что главная интрига 2008 года - в выборе между женщиной и темнокожим. Однако это не так.
Позиции лидеров республиканской гонки весьма крепки, в том числе и в прямых опросах, где конкретный республиканец противопоставлен конкретному демократу. Более того, Джулиани и Маккейн выглядят более стабильными кандидатами. У них, возможно, не так много ярких достоинств, как у демократической пары, но и меньше недостатков. Так, например, Клинтон, чей национальный рейтинг доверия самый высокий, одновременно остается самым непопулярным кандидатом (то есть у нее самый высокий показатель при ответе на вопрос «За кого вы никогда не проголосуете?»). Обама же, по признанию многих, недостаточно опытен, чтобы руководить страной.
Что касается Маккейна и Джулиани, то их рейтинг недоверия гораздо ниже, чем у Клинтон, а по сравнению с молодым Обамой оба выглядят более матерыми политиками.
Американские наблюдатели полагают, что к выборам 4 ноября демократы и республиканцы подойдут примерно с равными шансами. Такое мнение, например, высказал в беседе со мной один из ведущих американских экспертов по избирательным кампаниям, заместитель директора Центра социологических наук Колумбийского университета Роберт Шапиро (Robert Shapiro): «Я абсолютно не согласен с тем, что главная борьба на этих выборах развернется между Хиллари Клинтон и Бараком Обамой. Республиканцы покажут хорошие результаты, и позиции представителей соперничающих партий будут очень близки друг к другу. Сейчас рано отдавать предпочтение какой-либо из партий, а тем более говорить, что все решится между Клинтон и Обамой».
Мнению профессора Шапиро стоит доверять: еще в ноябре, за полтора месяца до голосования в Айове, в интервью «РИА Новости» он предсказал победу Обамы и с высокой долей вероятности указал на возможное третье место Клинтон - как, в общем, и произошло. Говоря о «супервторнике», Роберт Шапиро все же отдает предпочтение Хиллари Клинтон.
Для иностранных наблюдателей праймериз - это еще и время больше узнать о внешнеполитических взглядах кандидатов. Хотя международная политика традиционно остается на задворках избирательной кампании, на этот раз война в Ираке изменила ситуацию. Впрочем, в предвыборных баталиях другие - кроме Ирака - международные темы не принципиальны. Главное, что волнует американцев и о чем говорят кандидаты - налоги, нелегальная иммиграция, оружие, аборты и социальное страхование. И все-таки, нет-нет, да и скажет кто-нибудь из претендентов какие-то слова о внешнем мире. А в ходе этой кампании каждый из ведущих кандидатов, в том числе и из основной «четверки», выступил с программной внешнеполитической статьей в самом авторитетном журнале США, освещающем мировую политику, - Foreign Affairs. И каждый упомянул Россию.
В целом, в этих кратких тезисах о нашей стране негативного значительно больше, чем позитивного. Все признают, что Россия сейчас окрепла, но каждый видит в этом для Америки, скорее, опасность, а не добрый знак. Джон Маккейн призывает исключить Москву из «большой восьмерки» за использование нефти как рычага давления на соседей по СНГ. Джулиани серьезно критикует за ограничения прав и свобод. Эта критика звучит и из уст Обамы и Клинтон.
Хотя Хиллари в целом придерживается, пожалуй, наиболее взвешенных подходов и настаивает на необходимости диалога с Россией, в одном из недавних предвыборных выступлений в Нью-Хемпшире заявила, что у Владимира Путина нет и не может быть души, поскольку он был сотрудником КГБ. Эти слова были сказаны в контексте критики политики Буша, который, по словам Клинтон, «совершил немало ошибок». В частности, она припомнила президенту США его проникновенный рассказ после первой встречи с Путиным о том, как он «заглянул в глаза Владимиру и увидел его душу». Ну, раз Буш увидел что-то, - значит, этого там нет - с точки зрения предвыборной технологии вполне логично. Вместе с тем, Клинтон не считает себя вправе указывать народу России, каким путем идти, какую власть избирать и какой режим поддерживать.
Вопросы к России есть и у Барака Обамы, который входил в комиссию Ричарда Лугара и занимался в сенате вопросами нераспространения. Обама намерен в случае победы договариваться с Москвой о дальнейших сокращениях вооружений.
По мнению одного из ведущих специалистов по российско-американским отношениям Падмы Десаи (Padma Desai), республиканцы Маккейн и Джулиани становятся классическими «ястребами», когда речь заходит об отношениях с Кремлем, а наиболее подготовленный к диалогу с Россией кандидат все же Хиллари Клинтон. «Подход Хиллари к отношениям с Россией отличается здравым смыслом и настроем на переговоры», - такую точку зрения она высказала в разговоре со мной. (Профессор Десаи возглавляет Центр экономики в Гарримановском институте, главном научном центре по изучению России, стран СНГ и Восточной Европы.)
Настрой на переговоры с Москвой есть и в позиции Обамы, говорит Десаи, но судя по ее словам, этот настрой далек от реальной дипломатии: «Он считает, что необходимо выборочно и в духе сотрудничества и переговоров сокращать ядерные арсеналы России. Но в то же время обеспечить сохранение стратегических позиций США в том состоянии, в котором они находятся сейчас». Иными словами, термин «паритет» - не из словаря Обамы. Это может свидетельствовать как о его неискушенности в вопросах внешней политики, так и о банальной «ура-патриотической» предвыборной риторике.
Пора предварительных выборов - период уникальный. Это не просто проба сил, а начало реальной борьбы. Многоступенчатость и продолжительность выборной кампании позволяет гражданам изучить каждого из соискателей главной премии - кресла в Белом доме. В это время, по сути, формируется и команда, и политическая платформа будущего президента. Каждое слово кандидата имеет значение, любая ошибка может стать роковой. Но при этом каждое слово, сказанное кандидатом, избиратель может вспомнить ему, когда он станет президентом.