Рейтинг@Mail.ru
Азербайджан: проект будущего без потрясений - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Азербайджан: проект будущего без потрясений

Читать ria.ru в
Бакинское морозное утро 10 января можно с полной увереностью назвать отправной точкой президентской предвыборной кампании в Азербайджане 2008 года. На страницах ведущих периодических изданий страны появилась статья за подписью главы администрации президента Азербайджанской Республики Рамиза Мехтиева под названием «Определяя стратегию будущего: курс на модернизацию».

Рашад Рзакулиев, директор Центра политической безопасности при Институте по правам человека Национальной академии наук Азербайджана, член Экспертного совета РИА Новости.

Бакинское морозное утро 10 января можно с полной увереностью назвать отправной точкой президентской предвыборной кампании в Азербайджане 2008 года. На страницах ведущих периодических изданий страны появилась  статья за подписью главы администрации президента Азербайджанской Республики Рамиза Мехтиева под названием «Определяя стратегию будущего: курс на модернизацию».  

Понятийно и стилистически публикация анонсирует предвыборную программу  Ильхама Алиева. Одновременно это первый, на мой взгляд, четко сформулированный документ, характеризующий масштабный проект транзита Азербайджана «из коммунистической диктатуры в демократию, из командной экономики к свободному рынку». В нем представлена модель развития на ближайшее десятилетие. Схематично она базируется на «трех китах».

Политическая стабильность 

Она неразрывно связана с именем президента Гейдара Алиева. Ему удалось разорвать порочный круг непримиримых взаимоотношений между властью и оппозицией Азербайджана, между социальными и этническими группами, конфессиональными структурами и финансово-политическими кланами. Молодая страна со слабым опытом государственности, но с выгодным геостратегическим положением напоминала площадку для игрищ «в сферы влияния» великих держав. На фоне непрекращающегося конфликта с Арменией, оккупации 20% азербайджанских территорий и наличия  миллиона беженцев, развала экономики и массовой нищеты  пессимистические перспективы большинству азербайджанцев казались предопределенностью судьбы.

Лишь приход к руководству страной Гейдара Алиева в 1993 году остановил неизбежное сползание страны в хаос. Патриарху азербайджанской политики в немыслимых условиях удалось мобилизовать все  ресурсы нации, выстроить схемы новой государственной власти, добиться общественного согласия и политической стабильности.

Именно в этот период стали выстраиваться основания для будущей трансформации Азербайджана, как пишет Мехтиев, «из социума со слабой и регрессирующей экономической системой, упадочным политическим институциональным строем, маргинализированным общественным сознанием в пространство новых поведенческих норм и стереотипов, устойчивой политической системы и поэтапно формирующихся демократических институтов...»

2003 год, уход с политической арены выдающегося государственного деятеля Гейдара Алиева, которого сменил молодой и, на первый взгляд,  не искушенный в баталиях мирового и национального уровня политик Ильхам Алиев, не привнесли в общественную жизнь ожидаемой многими недругами Азербайджана волны «цветной» нестабильности и раздрая. Преемственность руководства и политического курса на основе эффективной государственности заключается в стремлении обеспечить конкурентоспособность Азербайджана в региональных процессах и соответственно полноценное экономическое лидерство на Южном Кавказе.

Экономическое развитие

«Основной концепт президентства Ильхама Алиева заключался в формировании сильной экономической базы, что должно способствовать поэтапной трансформации массового сознания и социально-культурного базиса общества в русло постиндустриальных ценностей и демократических традиций. Наряду с этим, надлежало решить комплекс геостратегических и геоэкономических задач, обеспечить стабильность и устойчивость национального роста, превратить страну в субъекта международных отношений, а не объекта, поскольку в эпоху общемировых трансформаций, формирующих Новый Мировой Порядок, крайне важно обеспечить участие Азербайджана в глобальных процессах» - выделяет Мехтиев в своей статье.

Четыре года деятельности президента Ильхама Алиева увенчались фантастическими результатами в экономическом развитии страны.

Благодаря проведенным в эти годы реформам экономика Азербайджана выросла на 24%. По динамике роста бюджетных расходов Азербайджан находится среди мировых лидеров. За 4 года бюджетные расходы выросли в 10 раз, обзорный бюджет на 2008 год составляет 12 млрд. долларов. Доля частного сектора в ВВП Азербайджана составляет более 80 процентов. Это еще с учетом того, что нефть, газ находятся в государственной монополии. Три года подряд темпы роста составляют 30 и более процентов. К концу 2007 года внутренний валовой продукт на душу населения в Азербайджане составил 3,5 тысячи долларов. Уже в 2008 году прогнозируется по этому показателю достичь уровня 4,5 тысячи долларов.

Если в 2003 году в условиях бедности проживало 49% населения, то на 1 января 2008 года этот показатель снизился до 16%.  За последние 4 года в Азербайджане было открыто 600 тыс. рабочих мест, из которых 460 тыс. постоянные. За этот же период стратегические валютные резервы Азербайджана увеличившись в 4,5 раза и составили свыше 7 млрд.200 млн. долларов. Военный бюджет Азербайджана в 2008 году составит  1,2 млрд.долларов. В 2004-м он был равен 150 млн. долларов. В Азербайджане формируется структура мощного военно-промышленного комплекса.
По прогнозам специалистов, в 2008 году объем добычи нефти в Азербайджане превысит 50 миллионов тонн. К 2010 году в стране будет добываться до 65 миллионов тонн нефти в год. Добыча природного газа в 2008 году достигнет почти 16 миллиардов кубометров.

Более 15 000 студентов получают образование за счет государства в ведущих учебных заведениях мира. За эти годы выстроено более 1 200 школ.

Курс Ильхама Алиева, базирующийся выверенных расчетных параметрах интеграции Азербайджана в мировую политико-экономическую систему, привел к значительному росту индекса внешнего влияния государства. Ведущие энергетические и транспортные коридоры Евразии, проходящие через страну в контексте мировой оси Запад-Восток и Север - Юг, обеспечили значительную суверенность и интегрированность Азербайджана по сравнению с другими государствами региона. При том что индекс национальных угроз Азербайджану (ввиду неурегулированности армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта) до сих пор остается крайне высоким, индексы институциональной демократии и качества жизни в стране стабильно растет.

Заработали глобальные энерготранспортные магистрали -  ОЭТ Баку-Тбилиси-Джейхан, газовый трубопровод Баку-Тбилиси-Эрзерум, началось строительство железной дороги Баку-Тбилиси-Карс, которая станет важным звеном регионального экономического сотрудничества, открывая в перспективе возможности широкомасштабного сотрудничества Запада и Востока. Азербайджан стал активным участником проекта НАБУКО, который предусматривает транзит азербайджанского природного газа через Грузию, Турцию, Грецию, Италию - дальше в страны Европейского Союза. Азербайджан тесно сотрудничает с ЕС в рамках программы «Новое соседство». Азербайджанский газ стал поступать на рынки ЕС. Находясь на стыке двух континентов, Азербайджан выполняет роль связующего моста, который способен объединить не только культуры и цивилизации, но и основные экономики Европы и Азии.

Демократическая модернизация

Невозможно не согласиться с выводами автора статьи  о том, что «демократический режим остается устойчивым, только если всеобщее избирательное право возникает при достижении определенного уровня среднедушевого ВВП. На этом уровне большинство населения страны оказывается уже достаточно состоятельным, чтобы принимать ответственные решения и нейтрализовывать влияние люмпенов, получающих избирательные бюллетени».

Исторический опыт убедительно доказывает верность подобного подхода и позволяет сделать вывод  о единственно верном пути, избранном азербайджанской властью в ракурсе формулы «Экономика прежде политики».  Именно этот путь создает базис для либерализации национального пространства и открывает возможности для формирования полноценного гражданского общества, без которого политическая демократия просто неэффективна.

Эта задача первого срока президентства Ильхама Алиева была уверенно выполнена в контексте основных факторов политического развития:

- права и свободы личности являются приоритетным звеном горизонтали взаимоотношений «государство - общество»;

- демократический курс является определяющим фактором стратегии национального развития;

- демократия, как и последующая либерализация, предоставляя максимум свобод гражданину, определяет суть идеи свободы и концепции эффективной государственности;

- гражданское общество в стране будет формироваться по мере реализации парадигмы «модернизация экономики - демократизация общественной жизни - системная либерализация национального пространства».

 Глобализация оказывает существенное влияние на формирование внутриполитической среды. Проникающая вместе с ней  вестернизация смещает акценты поведенческих норм и стереотипов, размывая понятия суверенитета национального государства. Поэтому важным элементом сохранения устойчивой государственной системы является умение балансировать между импортируемыми и эндогенными факторами развития общества. Построение гражданского общества в Азербайджане не может осуществляться исключительно копированием западных образцов.

Автор статьи предупреждает, что «следует проводить грань между демократической трансформацией и геополитическим веянием Запада».  Воспринимая демократию, как форму представительства и народовластия, необходимо принимать в рассчет идеи ее проводников. Участились случаи, когда посредством слоганов демократии реализуются вполне определенные внешнеполитические задачи в том или ином регионе мира. «В итоге в XXI веке демократия превращается в опасное геополитическое оружие, способное в кратчайшие сроки вызвать не только изменение режима, но и способствовать эскалации напряжения, свидетелями коих мы являемся в Ираке, Афганистане, Косово и т.д.» - указывается в публикации.

Ильхам Алиев-2008:

Сегодня можно с уверенностью заявить, что проект национальной истории под названием «Ильхам Алиев», доказав свою эффективность и значимость, продолжит победоносное движение и после выборов 2008 года.

Подводя читателя к заключительной части своей работы, автором выводится основной контекст повестки дня президента Ильхама Алиева предстоящего пятилетия. Это реализация широкого комплекса экономических мер, радикально влияющих на увеличение финансовых возможностей граждан. В свою очередь качественное изменение общественно-политического ландшафта страны приведет к цивилизованной конкурентности взаимоотношений власти и оппозиции. В ближайшее пятилетие откроется простор для действия механизмов рыночного регулирования,  уменьшение административного вмешательства государства в экономику.

По мере  реализации проектов экономического развития, призванных закрепить за Азербайджаном роль регионального лидера на Южном Кавказе, будет продолжена политика по поиску устойчивых союзнических отношений. В этом контексте ожидается диверсификация внешнеэкономического вектора Азербайджана на Восток, «ибо общепризнано, что Азиатско-Тихоокеанский регион станет площадкой, где развернутся основные политические события XXI века. При этом Азербайджан способен выступить не только фактором энергетической безопасности Европы, но и стать важным аспектом формирования архитектуры безопасности на Востоке» - утверждает Мехтиев.

Наступает время формирования адаптированной к складывающимся мировым реалиям национальной идеи, базовым основанием которой служат концепции государственности, заложенные Гейдаром Алиевым. В данном контексте стержневым аспектом национальной идеи является примат государства - как важнейшего концепта в жизни каждого азербайджанца.

Грядущий период потребует от Азербайджана многовекторной дипломатии в процессе решения как локальных задач, так и активного вовлечения в глобальные проблемы.

При этом руководитель президентской администрации не сбрасывает со счетов еще одну важную позицию, когда пишет: «Сильная армия - именно этот аспект способен оказать системное воздействие на всю внешнюю политику Азербайджана». Усиление обороноспособности страны,  формирование передовой системы вооруженных сил и военно-промышленного комплекса должны стать мощным ресурсом для решения вопросов обеспечения территориальной целостности и суверенитета страны.  После прочтения статьи не остается сомнений, что программа Ильхама Алиева на тотальную модернизацию страны, базирующуюся на новых технологиях, новых социальных и политических институтах, новых общественных идеалах, «обречена» на успех.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала