Интервью РИА Новости японского шерпы - дипломата, готовящего почву для переговоров - на саммите "восьмерки", заместителя министра иностранных дел Масахару Коно (Masaharu Kono).
- До "саммита" осталось полгода, и идет его активная подготовка. Намерена ли Японии применить на нем какое-либо "секретное оружие", сделав предложение или выдвинув план, совершенно неожиданный для участников встречи?
- Если в прошлом что-то подобное и могло иметь место, то теперь никаких тайных планов не составляется. Прежде всего, подготовка занимает много времени, начавшись, собственно, сразу же по окончании "саммита" в Хайлигендамме. С тех пор мы неоднократно беседовали с российским представителем Игорем Шуваловым, так что секретов у нас нет.
Скорее, можно говорить о непредвиденных темах, которые способны возникнуть на встрече при резком изменении политической обстановки в мире или резком ухудшении экономического положения и которые, разумеется, в этом случае будут включены в повестку дня.
- О повестке дня будущего саммита уже говорилось, но, на ваш взгляд, каковы его наиболее важные темы?
- Говоря в целом, это главные тенденции мировой экономики и самые острые политические проблемы, существующие, например, в Африке. Речь, неизбежно, зайдет о положении дел в Афганистане, Иране, Пакистане.
- То есть, основными регионами внимания станут Африка и Ближний Восток?
- Скорее, квинтэссенция проблем всех стран, собранных воедино. Просто в той же Африке они проявляются особо остро: вопросы адаптации, страхования, образования, здравоохранения и так далее.
- А что будет предлагать Япония - на краткосрочную или долгосрочную перспективу, в частности касательно проблемы глобального потепления? Совместное использование технологий, своих и из развитых стран?
- Глобальное потепление - сложный комплекс проблем, поэтому первое и самое главное, это не начать что-то использовать, а организовать группу стран, готовых действовать в одном направлении. Если среди них будут не только развитые но и развивающиеся, можно уже говорить о распределении ролей: одни предоставляют технологии, другие - финансы. Еще один момент состоит в том, что, подразумевая долгосрочную перспективу до 2050 года - об этом говорилось и в Хайлигендамме, рассматривать вопрос применения только современных технологий невозможно. Так называемые "революционные технологии" рассчитаны не на завтра и не на послезавтра; разработки следует проводить с прицелом на 20-30 лет вперед. Вот ради этого, в том числе, и существует "восьмерка": определять, что можно и что нужно.
- На саммите, наравне с рассматриваемыми глобальными вопросами, для СМИ не менее, а может и более интересны двусторонние встречи. В частности, вполне можно предположить, что состоится и встреча российского и японского руководителей...
- От России там будет участвовать уже новый президент. Хорошо было бы, чтобы такая встреча произошла еще до саммита, иначе это станет моментом их самого первого знакомства. В любом случае, можно точно сказать, что японский премьер обязательно захочет провести беседу с российским президентом. Во всяком случае, пока что по дипломатическим каналам ее подготовки не проводится.
Среди тем разговора может подняться вопрос о помощи Японии в развитии Восточной Сибири, чему будет способствовать само место проведения саммита: ведь у острова Хоккайдо давние и глубокие связи с Россией.
- Вы уже упомянули о том, что главам двух государств хорошо было бы встретиться хотя бы раз до саммита, познакомиться поближе, чтобы переговоры пошли успешнее...
- Я на 100% согласен с тем, что было бы полезно провести такую встречу. Вопрос в том, насколько это реально. Российский президент пройдет инаугурацию в мае, то есть ему останется около полутора месяцев до саммита. За это время встречу организовать непросто. Лично я, как "шерпа", полностью за то, чтобы она была.
- В качестве спецпредставителя японского премьера по саммиту вы ведь постоянно курсируете по миру...
- Да, приходится ездить с осени прошлого года. Побывал и в Москве, провел начальные переговоры с вашими ответственными лицами.
- В начале февраля в Токио пройдет заседание министров финансов развитых стран. Вы не знаете, отчего на него не пригласили Российского представителя?
- Честно говоря, я не знаю об этом ничего; мне казалось, в этом году состав участников будет таким же, как и в предыдущем...
- Касательно обеспечения безопасности саммита: не чрезмерны ли усилия японской полиции? Место проведения и так похоже на крепость, а уже сейчас силы правопорядка начинают ужесточать там пропускной режим.
- Вы имеете в виду неудобства для СМИ?
- Да, ведь даже пресс-центр расположен более чем в 30 километрах от места саммита.
- Здесь стоит вспомнить и канадский Кананаскис, и саммит в Генуе, где прошли серьезные выступления антиглобалистов и было много неприятностей. С тех пор важнейшим техническим моментом стало создание для руководителей стран-участниц абсолютного спокойствия, чтобы они могли без помех обсуждать важнейшие вопросы. Здесь есть свои плюсы и минусы, однако в целом главным аргументом для нашего премьера в выборе места у озера Тоя стала его удаленность от центров, создающая нужную атмосферу уединенности. Нельзя же забывать о террористах, экстремистах, антиглобалистах, стремящихся помешать проведению саммита.
- Насколько "восьмерка" сохраняет в настоящее время свое значение? Не изжила ли она себя, превратившись в клуб высокопоставленных лиц ограниченного количества стран, в то время как на международной арене появились такие мощные игроки как Бразилия, Индия?
- Нет, роль "восьмерки" нисколько не уменьшилась. Во-первых, это не просто встреча группы лиц, пусть даже и очень важных персон, но интерактивный обмен мнениями и идеями, возможность углубления взаимопонимания, а не только дружеских отношений. Ведь восприятие мировых процессов у всех их неодинаковое, и, чтобы реализовать какие-то глобальные проекты, следует прийти к общему мнению. Во-вторых, это возможность подтверждения и укрепления общих ценностей, так как, в ходе крупных изменений в мире, на эти страны ложится и серьезная ответственность за свои шаги. В-третьих, серьезно изменились рассматриваемые на саммитах темы. В отличие от двадцатого века, в нынешнем все эти темы - глобальные, и вряд ли большинство стран мира могут их решить или даже оценить их масштабность, поэтому о расширении числа участников "восьмерки" речи не идет.
- Каковы ваши ближайшие намерения в плане подготовки "саммита"?
- На следующей неделе поедем с премьером в Давос. Что же касается "саммита", то на этот раз председательствующая страна - Япония, и все ездят к нам. В предыдущий раз мне пришлось побывать в Германии девять раз; теперь никуда не поеду, пусть это будет моя маленькая месть немецким коллегам.