МОСКВА, 18 янв - РИА Новости. Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй в Крещенский сочельник совершил Великое освящение воды в нижней Преображенской церкви храма Христа Спасителя.
"Эта святыня, которую мы все приносим в свои дома и к помощи которой можно прибегать и в радости, и в скорби", - сказал патриарх после Божественной литургии и освящения воды троекратным погружением креста в большую емкость, установленную в храме.
Алексий Второй напомнил о главном смысле праздника Крещения Господня, канун которого Церковь отмечает в пятницу, 18 января. "Господь своим крещением освятил и установил это великое таинство, через которое мы становимся членами Церкви Христовой ", - сказал предстоятель Русской православной церкви (РПЦ).
"В крещении мы получаем, если оно совершается в младенчестве первую собственность, имя, с которым проходим через весь жизненный путь", - добавил он.
Патриарх отметил, что с именем, данным при крещении, христиане приступают к церковным таинствам, с этим именем за них молятся в церкви, провожают в последний путь.
Глава РПЦ призвал каждого верующего "высоко хранить и нести" звание православного христианина, получаемое при святом крещении.
В 17.00 в пятницу Алексий Второй возглавит всенощное бдение в Богоявленском кафедральном соборе.
В сочельник и праздник Крещения - только два раза в году - во всех православных церквях традиционно совершается Великое освящение воды. На Крещение после богослужения священнослужители многих храмов освящают и близлежащие источники - озера, реки, пруды.
Христиане верят, что крещенская вода приносит духовное и телесное здоровье. Ежегодно в Крещенский сочельник у храмов выстраиваются длинные очереди верующих, которые приходят запастись крещенской водой на целый год. Ее пьют понемногу утром натощак. Ею освящают дома и рабочие помещения, чтобы призвать благодать Божью в помощь людям.
Есть определенные основания для народных поверий, по которым любая вода в Крещение считается святой: во время освящения говорится, что освящается вод "естество", то есть сама водная стихия.
"Благочестивая", по словам священнослужителей, традиция купания на Крещение существует во всех христианских странах, в том числе установилась с принятием христианства и на Руси. Верующих не останавливали даже суровые морозы. В Крещенский сочельник из многих храмов священник и прихожане отправлялись на водоем, где заранее прорубался лед, обычно в форме креста. Прорубь называется иорданью - в память о реке Иордан, в водах которой крестил Иисуса Христа Иоанн Предтеча.
После того как священник совершит чин освящения воды (чтением соответствующих молитв и троекратным погружением креста), желающие троекратно погружаются в воду с головой. При этом каждый крестится и произносит: "Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!" Считается, что купание на Крещение также способствует исцелению от различных недугов.
Крещенским сочельником заканчиваются Рождественские святки - праздничные дни после Рождества Христова, когда православные не постятся по средам и пятницам. Сам же Крещенский сочельник является днем строгого поста, и название его происходит от слова "сочиво", обозначающего постное блюдо из пшеничного или рисового взвара с медом и фруктами.
В сам же праздник Крещения верующие вспоминают о том, как в возрасте 30 лет Иисус Христос из Галилеи пришел к реке Иордан, чтобы принять крещение водою от Иоанна Предтечи. Церковное предание гласит, что когда Иисус вышел из вод Иордана, небеса разверзлись и Дух Святой в виде голубя сошел на Него. "И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение", - говорится в Евангелии от Марка.
Таким образом, миру была явлена Пресвятая Троица: Бог-Сын, Бог-Дух Святой, сошедший на Христа в виде голубя, и Бог-Отец, свидетельствовавший о Христе с небес. Поэтому праздник Крещения называется также Богоявлением.
Иоанн Златоуст говорил, что Иисус Христос крестился в Иордане не для покаяния (ведь Он не грешил) и не для получения дара Святого Духа (Он был причастен Духу от рождения). Иисус принял крещение, чтобы стать известным народу, которого собиралось множество у берегов Иордана, и чтобы, как сказано в Евангелии, "исполнить всякую правду". "Правдой", по словам Златоуста, было повиновение Богу, пославшему Иоанна Предтечу крестить людей водою.