Корабельная ударная группа ВМФ России в составе тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов", больших противолодочных кораблей "Адмирал Левченко" и "Адмирал Чабаненко", судов обеспечения "Сергей Осипов" и "Иван Бубнов" с 5 декабря осуществляет дальний поход в северо-восточную Атлантику и Средиземное море. Как заявил министр обороны РФ Анатолий Сердюков, таким образом Россия возобновляет свое присутствие в Мировом океане. Отряд боевых кораблей ВМФ России из состава действующей в Средиземном море корабельной ударной группы ВМФ РФ совершил неофициальный визит во французский порт Тулон с 14 по 17 января. О французско-российских военно-морских учениях, о совместных учениях Северного и Черноморского флотов РФ, а также о перспективах развития ВМФ РФ рассказал корреспонденту РИА Новости во Франции Командующий Северным флотом РФ вице-адмирал Николай Максимов, возглавляющий корабельную ударную группу.
- Николай Михайлович, через несколько дней к кораблям Северного флота присоединится Флагман Черноморского флота РФ гвардейский ракетный крейсер "Москва". Как будут взаимодействовать корабли двух флотов России - Северного и Черноморского? Какие планируется провести учения? Примет ли в них участие палубная авиация?
- Флагман Черноморского флота гвардейский ракетный крейсер "Москва" уже вышел из Севастополя, сейчас мы выходим из Тулона и 20-го января в Атлантике встречаемся и начинаем совместные учения. Такие учения не проводились давно. Кроме того, по единому замыслу и плану в течение нескольких дней будут работать не только два флота, но и стратегическая дальняя авиация.
Учения были спланированы заранее. Пока мы были в море, некоторые вопросы были уточнены. Я так думаю, мы успешно выполним план.
- Корабли ударной группы участвуют в походе в полном боекомплекте?
- Боекомплект - в общем, слово вульгарное. Флагман - тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов", два больших противолодочных корабля "Адмирал Левченко" и "Адмирал Чабаненко"и два судна обеспечения - танкер и большой спасательный буксир. Корабельная ударная группа самодостаточна. На борту достаточное количество истребителей, вертолетов, и все штатное вооружение, которое имеет место быть на корабле. Это не простой переход, а выполнение задач боевой службы.
- В случае нештатных ситуаций смогут ли самолеты палубной авиации совершить аварийную посадку на иностранных аэродромах средиземноморских стран? С какими странами есть договоренности и соглашения на этот счет?
- У нас есть международные договоренности со всеми странами Средиземного моря. Обычно накануне полетов мы предварительно согласовываем эти вопросы с военно-морскими, военными атташе, и аэродромы аварийной посадки всегда готовы к приему. Пока никаких трений в этом плане не было. И палубная авиация работала в штатном режиме.
- Зарубежные эксперты часто скептически отзываются о возможностях ВМФ России и считают этот поход разовой акцией. Что Вы скажете на этот счет?
- Нет, это совсем не разовая акция. Надо когда-то начинать. Я думаю, что после этого визита в Средиземное море и во Францию, первого почти за 15 лет, мы будем здесь присутствовать на постоянной основе. И с французскими коллегами в эти дни мы обговорили некоторые вопросы нашего взаимодействия на 2008 год. И они подтвердили, что будут готовы принимать наши корабли, в том числе и в Тулоне.
У нас уже был опыт пребывания в Средиземном море. В советское время в течение 30 лет наша оперативная эскадра несла здесь службу. И теперь мы этот момент поправим и будем здесь почаще появляться.
- Во время пребывания корабельной ударной группы ВМФ РФ в Атлантике и Средиземном море планируется провести также совместные учения с военно-морскими силами Франции. Расскажите о совместных учениях по связи и маневрированию.
- Мы уже провели успешно учения с итальянцами. Впервые при выходе из Таранто даже провели артиллерийские стрельбы.
Примерно такие же учения пройдут при выходе из Тулона. В их рамках пройдут совместные учения по заправке судов. Мы будем заправлять французские корабли, а они будут заправлять наши корабли. Мы хотим отработать это впервые. Когда уже подойдем к второй военно-морской базе Франции, к Бресту, начнутся вторые российско-французские учения. Все достаточно насыщенно.
Для российского флота интересен опыт французских военно-морских сил, как в вопросах боевой подготовки, так и в вопросах материально-технического обеспечения.
Не секрет, что у нас за годы перестройки материально-техническая база устарела, и в том числе и корабельный состав и береговые структуры. Сейчас, постепенно возрождаясь, мы должны те небольшие деньги, которые нам выделяют, израсходовать наиболее эффективно. Французский опыт применим для российских военно-морского флота.
- Как прошло дальнее плавание? С какими трудностями пришлось столкнуться?
- Мы вышли из Североморска 5 декабря, и в течение 16 суток шли до Средиземного моря. В это время Северо-восточная атлантика, к сожалению, не балует моряков хорошей погодой. Из 16 суток 14 суток море было штормовым (от 5 до 8 баллов), но те два дня, когда погода была нормальная, в Южной Норвегии, летчики палубной авиации успели даже полетать.
Материальная часть работала нормально, поэтому мы пришли в Средиземное море без поломок и в настоящее время в таком состоянии и находимся.
- Как устроен быт моряков. Чем они занимаются в свободное время?
- Что касается моего личного времени, то я постоянно занят, поскольку все время идут полеты палубной авиации, этим надо руководить, занимаемся плановой боевой подготовкой. Наши партнеры нас тоже не оставляют без внимания, я имею в виду англичан, американцев. Мы постоянно с ними взаимодействуем.
А так, чем моряки занимаются во время отдыха? Просмотр кинофильмов, баня, сауна, спортзал - все это имеется на кораблях.
На кораблях ударной группы находятся 3,5 тысячи человек личного состава.
- Вы, наверное, заметили, что в военно-морских силах Франции служит немало женщин? Не планируется ди привлекать и к службе в ВМФ РФ представительниц прекрасного пола?
- У французов на кораблях очень много женщин. У нас представительницы прекрасного пола работают только на береговых службах, но не судах.
Пока таких проработок нет, хотя, я думаю, что все возможно. С 1 января 2009 года все надводники будут служить по контракту, поэтому этот вопрос и возникнет. Я в этом плане ничего страшного не вижу. Женщин, правда, ни на одном флте, за исключением норвежского, не пускают под воду, а на авианосцах женщины служат. У нас все впереди, и я не исключаю, что прекрасный пол придет во флот в скором времени.
Олеся Ханцевич, собственный корреспондент в Париже