Григорий Меламедов для РИА Новости.
Едва закончились рождественские каникулы, как отношения между Россией и Западом осложнились новыми скандалами. Во Франции по иску швейцарской компании Noga арестованы активы ряда российских организаций, в том числе счета РИА Новости. В России принимают меры против представительств Британского Совета. В обоих случаях обвиняющая сторона утверждает, естественно, что политика здесь ни при чем, а «пострадавшие» - наоборот.
Конечно, все понимают, что все дело именно в политике. Гадать можно только насчет того, какой именно шаг одной стороны вызвал соответствующую реакцию другой, и что теперь сделает Москва в отместку Парижу, а Лондон - в ответ Москве. Правда, есть и положительные примеры: как раз 15 января, несмотря на продолжающуюся холодную войну из-за «Бронзового солдата», подписано соглашение о культурном сотрудничестве между столицами России и Эстонии. Но на общем фоне это событие смотрится как исключение: тенденция к дальнейшему охлаждению отношений явно преобладает.
Принципиальным отличием нынешней ситуации от прежних кризисов в отношениях с Западом (речь идет о постсоветском периоде) является то, что противоборство постепенно опускается до уровня, затрагивающего интересы простых граждан. В самом деле, кого особенно интересовали разборки спецслужб вокруг судьбы Литвиненко, Лугового, Березовского или Закаева - основных «героев» затянувшегося российско-британского дипломатического конфликта? Кто следил за перипетиями переговоров Владимира Путина и Николя Саркози по поводу иранской ядерной программы? Большинство россиян давно и принципиально не интересуется политикой, предпочитая зарабатывать деньги, наслаждаться семейными радостями, учить детей английскому языку, отдыхать за границей.
Если двери отделений Британского Совета закроются, с изучением английского станет уже чуть сложнее. Мест для изучения французского языка, по сравнению с английским, намного меньше, и если в ответ на действия французской стороны последует еще какое-нибудь «не имеющее отношения к политике» решение, то... Кстати, вице-губернатор Красноярского края Владимир Шишмарев уже заявил, что дело не только в неладах британцев с российской налоговой системой. По его словам, Совет занимается не только распространением языка и культуры, но и отбирает наиболее способную молодежь для стажировок в Великобританию. То есть организует утечку мозгов. Как же мало времени требуется, чтобы все-таки перевести дело именно в политическую плоскость.
Справедливости ради, надо признать, что европейские страны, выясняя отношения с Россией, тоже применяют выборочный подход. Если посмотреть список юридических лиц, чьи счета или имущество в разные годы подвергались аресту все по тому же «делу компании " Noga "», то станет ясно, что ни о какой принципиальности здесь говорить не приходится. В этом перечне и парусный корабль «Седов», и российские самолеты, привезенные на авиасалон в Ле-Бурже, и коллекция картин из Пушкинского музея. (Кстати, если вспомнить недавнюю историю, когда российская сторона опасалась вывозить картины в Лондон на выставку "Из России: шедевры французской и русской живописи 1870-1925", то возникает мысль, что в Москве ожидали очередной акции такого рода). По какому критерию отбирались жертвы очередного ареста активов, никто толком не понимает. По одной версии, вся акция задумана для того, чтобы помешать России инвестировать в иностранные ценные бумаги часть средств Резервного фонда, образованного на основе Стабфонда. Некоторые эксперты усматривают здесь связь с «делом ЮКОСа». Во всяком случае, ясно, что парижское правосудие на этот раз оказалось примерно таким же принципиальным, как «басманное».
Конечно, есть разница между мерами против организаций из другой страны и ограничениями для своих собственных граждан. Но ведь во времена «холодной войны» схема была примерно такой же. Западным странам удавалось сделать так, чтобы плохие отношения с Россией никак не задевали интересы их собственных граждан; российские власти, наоборот, старались «держать и не пущать» своих.
Отличие сегодняшней ситуации от советских времен состоит, прежде всего, в том, что сейчас отсутствует идеологический фактор. Поэтому кирпичики холодной войны выстраиваются, якобы, не по политическим, по сутяжно-правовым мотивам. Таким, как закрытие филиалов Британского Совета из-за долгов или арест счетов по иску компании «Нога».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции