Александр Песляк, обозреватель РИА Новости.
О количестве российских космозапусков (30% мировых приходится только на Байконур и еще 7% на Плесецк), о превышении орбитальной спутниковой группировкой «порога» в 100 аппаратов, о семи важнейших задачах, решенных в уходящем году, доложил под конец уходящего года глава Роскосмоса.
Заодно Анатолий Перминов опроверг информацию о своей отставке. О перспективах заявил большими мазками: тут и концепция развития ракетно-космической отрасли до 2020 года, и новая программа по использованию результатов космической деятельности в интересах социально-экономического развития РФ и ее регионов, и экспресс-продажа тысячи автомобильных навигаторов от ГЛОНАСС.
Одновременно руководитель ведомства похвалил журналистов за критику, которая помогает лучше работать. Попробуем внести дополнительную лепту в святое дело улучшения работы.
Ветераны отрасли вряд ли забудут прошлогодний январский вечер в Кремле, посвященный 100-летию Сергея Королева. Буквально на пять минут вышел на просцениум президент, затем дали разухабистый концерт с полуголым плясом и криком. Разделяю печаль и недоумение ветеранов космонавтики, которые вышли из зала и остановились в оцепенении: ведь постоять, поговорить, поднять чарку за своего Учителя им никто не предложил, в банкетный зал вход был закрыт.
Другие юбилейные торжества (полтора века К.Э.Циолковскому) вообще были «спущены» в Калугу. Не удостоился великий пророк. Высшие сановники не почтили вниманием калужского старца ни лично, ни в статьях.
Про полувековой юбилей Первого спутника не будем говорить: в Кремль журналистов не звали, Космические войска смогли собрать «своих» в... боксерском зале Лужников. Событие, сделавшее нашу страну пионером, прошло втихую.
Есть и другие примеры. Весной прошлого года московская мэрия начала коренную реструктуризацию мемориального покорителям космоса, изменяя по своей новой концепции то, что утверждалось некогда правительством страны.
Разворотили Аллею космонавтов и не обустроили ее до зимы.
Теперь позади нее будут поднимать 12-метровую металлическую стелу - скульптуру Сергея Павловича. Слава Богу, космонавты зарубили идею облепить нереально стройного Главного конструктора его же творениями, что смотрелось бы непропорционально, выспренно, да и агрессивно. В то же время замечательный гранитный памятник Королеву перевезли во двор Дома-музея, а скульптуры академиков Глушко (в этом году - тоже вековой юбилей намечается) и Келдыша, находившихся не в очень приязненных отношениях, поставят бок о бок.
Стоит упомянуть и об ухудшении состояния бывшего павильона «Космос» на ВВЦ. Памятник ЮНЕСКО стал ныне рынком саженцев и он вряд ли восстановим. Несколько лет назад тогдашним руководством выставки и мэрией рассматривался проект целого историко-космического квартала в округе, создание «Центра Истории отечественной авиакосмической отрасли». С образовательными, развлекательными программами, выставкой исторических экспонатов и новинок. Потом вопрос отпал. И не очень ясно, где же и как будет возрождаться - и появится ли вообще - Музей космонавтики.
Вновь вырытый (после срочного закапывания в 60-е годы) котлован под той же «стрелой» у метро «ВДНХ» вряд ли удобен для множества экспонатов космических размеров. Между тем, в Смитсоновском институте-музее, что в Вашингтоне, и в музее Европейского космического агентства в голландском Нордвике ракеты стоят вертикально, занимают десятки метров.
Обещание мэра построить грандиозный авиакосмический музей на Ходынском поле обернулось кварталами, дворцом хоккея и... ржавым парком винтокрылых и реактивных машин в центре незастроенной еще площадки. Да и согласны ли 9 интегрированных космоструктур отрасли отдать уникальные экспонаты из своих музеев?
Да, «Протоны» взлетают, ГЛОНАССовские аппараты, наконец, стали давать отдачу на земле, добровольцы засели в «бочки» для моделирования полета на Марс. Но имидж космической державы, к сожалению, зависит не только от отчетов о пусках - или от визитов высоких лиц на предприятия ВПК. И даже не от отдельных, подстегнутых Президентом программ.
Главное в том, какое в эти годы формируется сознание новых поколений россиян. Планетарное, экологическое, по Вернадскому - или без Идеи, прагматично-сиюминутное?
Не удивительно, что в отсутствие толковой пропаганды наших космических достижений, наши мальчишки уже путают первого космонавта планеты и не имеют представления о пользе освоения Космоса.
Между тем, в Космос без Идеи не взлетишь.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции